,
Последние новости 2017 Информационно развлекательный портал новости факты события
Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков. (Конфуций)

Яндекс.Метрика

 

 

20.05.2015

Реактивный миномет БМ-8-48

 В конце тридцатых годов командование Красной Армии предложило разработать новый реактивный миномет, предназначенный для использования неуправляемых ракет М-8 (доработанная версия авиационной РС-82). Первая боевая машина нового типа была построена летом 1941 года. Вскоре промышленность освоила производство подобной техники, а красноармейцы начали применять ее на фронте. К осени 41-го были разработаны реактивные минометы моделей БМ-8-36 и БМ-8-24. Эту технику сочли перспективной, и поэтому ее развитие продолжилось.

Главной проблемой реактивного миномета БМ-8-36 была сравнительно низкая проходимость, связанная с характеристиками колесного шасси. Для решения этой проблемы была разработана машина БМ-8-24 на базе танка Т-40 (впоследствии Т-60), имевшая хорошую подвижность и проходимость. Однако темпы строительства легких танков Т-40 и Т-60 оставляли желать лучшего, вследствие чего армия получила только несколько десятков машин БМ-8-24. В начале 1942 года появилось предложение вернуться к колесным шасси. Потерю проходимости при этом предлагалось компенсировать повышением огневой мощи. Так начался проект БМ-8-48.

Разработкой нового варианта самоходной пусковой установки для снарядов М-8, как и ранее, занялись специалисты московского завода «Компрессор». Проектные работы стартовали в апреле 1942 года и в силу разных причин продолжались до июня. Вероятно, одной из главных проблем, сказавшихся на сроках создания проекта, стал выбор подходящего шасси. Возможности автомобильной промышленности СССР были ограничены, из-за чего поиск подходящего шасси с последующим «выбиванием» поставок оказывались весьма сложным делом.

Создание нового реактивного миномета облегчили поставки по ленд-лизу. Зарубежные государства начали поставлять в Советский Союз различную технику, в том числе грузовые автомобили. Изучив поставляемую технику, сотрудники «Компрессора» решили строить новый миномет БМ-8-48 на основе двухосного грузовика Ford/Marmon-Herrington. Такое шасси обладало приемлемыми характеристиками, а также имелось в нужном количестве. Следует отметить, конструкция пусковой установки для реактивных снарядов не зависела от типа используемого шасси. Благодаря этому в дальнейшем появились реактивные минометы на базе иных грузовиков.

По общей архитектуре боевая машина БМ-8-48 походила на другие советские реактивные минометы того времени. На задней площадке базового шасси монтировалась пусковая установка с направляющими для реактивных снарядов. Предусматривались ящики для перевозки необходимых инструментов и прочего имущества.

Характерной особенностью всех реактивных минометов под снаряд М-8 было сравнительно малое могущество отдельного боеприпаса. В частности, по этой причине высказывались требования об увеличении снарядов в залпе. После анализа возможностей было решено использовать пусковую установку с направляющими для 48 снарядов. С целью упрощения конструкции ее планировалось строить на основе узлов и агрегатов установки М-8-24, использовавшейся в составе боевых машин БМ-8-24 и на бронепоезде «Козьма Минин».

Пусковая установка машины БМ-8-48 фактически представляла собой увеличенное изделие М-8-24 с некоторыми новыми узлами. На базовой машине крепилась опорная платформа с механизмами горизонтальной наводки. На платформе шарнирно устанавливалась собранная из труб ферма с механизмом наведения в вертикальной плоскости, допускавшая углы возвышения от -3° до +48°. На верхней части фермы предусматривались две поперечные балки, на которых крепились 12 двойных направляющих рельсового типа. Конструкция фермы и нижнего ряда направляющих была без изменений заимствована у М-8-24.

Сверху к ферме пусковой установки машины БМ-8-48 был добавлен еще один ряд из 12 направляющих. Примечательно, что детали, соединявшие основную часть фермы с верхним рядом направляющих, почти не отличались от соответствующих агрегатов основной фермы. Сверху агрегаты пусковой установки дополнительно скреплялись двумя П-образными трубчатыми деталями.

Для наведения на пусковой установке имелась вынесенная влево балка с креплениями для прицела. Рядом с ней находились рукоятки ручных механизмов наведения. Для стабилизации машины во время стрельбы в задней части шасси закреплялась пара откидных домкратов-аутригеров.

Реактивный миномет БМ-8-48 должен был использовать неуправляемые ракеты типа М-8. Это изделие, представлявшее собой доработанный вариант авиационного реактивного снаряда РС-82, имело длину около 600 мм и диаметр корпуса 82 мм. При стартовом весе около 7,9 кг такая ракета несла осколочно-фугасную боевую часть весом 2,8 кг с 600-граммовым зарядом взрывчатого вещества. При помощи твердотопливного ракетного двигателя снаряд разгонялся до скорости около 310-315 м/с и летел на дальность до 5,5 км. Боевая часть обеспечивала сплошное поражение живой силы и незащищенной техники в радиусе 3-4 м.

Реактивный миномет БМ-8-48 получил электрическую систему управления пуском ракет. Управление осуществлялось из кабины при помощи специального пульта. Любопытной особенностью системы управления был специальный набор контактов, предусмотренный в нижней части пусковой установки. Для стрельбы пусковую установку предлагалось поворачивать вбок, поскольку пуск снарядов «через кабину» не предусматривался. Стрельба допускалась только в секторах шириной 50° справа и слева от машины. При выводе пусковой установки на допустимый угол горизонтальной наводки контакты замыкались, после чего система управления пуском была готова к работе. В прочих положениях пусковой установки цепь размыкалась.

Реактивный миномет БМ-8-48


Летом 1942 года был построен первый опытный образец новой боевой машины. Военные одобрили проект, после чего началось серийное производство. Реактивные минометы БМ-8-48 на базе грузовиков Ford/Marmon-Herrington строились на нескольких предприятиях. Имеются сведения о выпуске такой техники на московском заводе «Компрессор», на заводе №470 (г. Пенза), на Горьковском заводе фрезерных станков и т.д. Примерные объемы производства такой техники неизвестны. Очевидно, с конвейера сходило не более нескольких десятков боевых машин в месяц.

Конструкция пусковой установки с 48 направляющими не предъявляла каких-либо особенных требований к базовому шасси. Фактически для строительства машин БМ-8-48 подходил любой грузовик с приемлемыми характеристиками. Так, в ноябре 1943 года появился проект модификации БМ-8-48 на базе шасси ЗИС-6. Уже в декабре того же года опытный образец такой боевой машины прошел весь комплекс испытаний на полигоне и был принят на вооружение Красной Армии.

Также нельзя не отметить шасси типа Studebaker US6 американского производства. За годы Второй мировой войны около 100 тыс. таких машин было передано Советскому Союзу. Часть этой техники стала базой для реактивных минометов, в первую очередь знаменитых БМ-13. Некоторое количество «Студебекеров» было использовано в качестве основы для машин БМ-8-48. Есть основания полагать, что Studebaker US6 стали самыми массовыми шасси для реактивных минометов под снаряд М-8.

Эксплуатация реактивных минометов БМ-8-48 началась в середине 1942 года. Эта техника постепенно вытеснила предыдущие машины, использовавшие снаряд М-8. Использование систем БМ-8-36 и БМ-8-24 почти полностью прекратилось уже к весне 1943 года. В войсках новые БМ-8-48 использовались в качестве дополнения для БМ-13. Имея менее высокие характеристики в сравнении с «Катюшей», такие реактивные минометы все равно могли использоваться для решения поставленных боевых задач по уничтожению противника. Тем не менее, при планировании удара требовалось учитывать сравнительно малую дальность стрельбы и низкий вес заряда боевой части снаряда.

Нельзя не отметить, что за счет количества ракет в залпе новые БМ-8-48 по своим боевым качествам заметно превосходили предыдущие минометы под снаряд М-8. К примеру, гусеничные БМ-8-24 имели вдвое меньшую огневую мощь, хотя и обладали некоторым преимуществом в подвижности и проходимости. При этом, однако, все реактивные минометы со снарядами калибра 82 мм заметно проигрывали массовым БМ-13.

С целью дальнейшего повышения огневой мощи как отдельно взятой машины, так и соединения был разработан проект БМ-8-72. Как ясно из названия, такой реактивный миномет должен был иметь 72 направляющие для ракет. В 1945 году, за несколько недель до окончания войны, появилось предложение, касавшееся дальнейшего совершенствования имеющихся систем. Предлагалось нарастить пусковую установку машины БМ-8-48, добавив на нее еще один ряд рельсовых направляющих. Опыт разработки пусковой установки с 48 направляющими уже достаточно давно показал жизнеспособность такой идеи.

Пусковые установки с тремя рядами направляющих предлагалось монтировать на грузовиках Studebaker US6. С этой особенностью проекта БМ-8-72 связано одно любопытное предположение. Нельзя исключать, что истинной причиной разработки проекта было не желание повысить огневую мощь, а необходимость в экономии шасси. В 1945 году СССР не имел собственного грузовика, способного сравниться со «Студебекером», а количество американских машин было ограниченным. В связи с этим могла быть предпринята попытка увеличить количество реактивных снарядов в залпе при сохранении базового шасси.

Реактивный миномет БМ-8-48


Реактивные минометы БМ-8-72 не успели на фронт. Первый их показ состоялся на Параде Победы 1945 года. К этому времени было построено всего несколько таких боевых машин. Полномасштабное серийное производство не начиналось. По-видимому, от такой техники отказались ввиду большого веса агрегатов и, как следствие, сниженных ходовых характеристик, а также из-за сложности в эксплуатации.

Реактивные минометы типа БМ-8-48 к моменту окончания Великой Отечественной войны в достаточно большом количестве оставались на вооружении Красной Армии. После поражения гитлеровской Германии производство подобной техники почти полностью прекратилось. Эксплуатация реактивных минометов под снаряд М-8 продолжалась в течение нескольких следующих лет, пока их не заменили более современными системами. Сохранению машин БМ-13 и БМ-8-48 на вооружении в некоторой мере поспособствовало использованное шасси. Грузовики Studebaker US6 имели сравнительно большой остаток ресурса, что позволяло оставить их в строю, в том числе и в качестве шасси реактивных минометов.

К концу сороковых годов все боевые машины БМ-8-48 были списаны и утилизированы. Тем не менее, некоторые образцы такой техники дожили до наших дней. Так, реактивный миномет с двумя рядами направляющих, построенный на базе грузовика ЗИС-6, можно увидеть в экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (г. Санкт-Петербург).

Реактивный миномет БМ-8-48
Реактивный миномет БМ-8-48
Реактивный миномет БМ-8-48
Реактивный миномет БМ-8-48


Реактивный миномет БМ-8-48


По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://tehnikapobedy.ru/
http://kbgrabina.ru/
http://strangernn.livejournal.com/
http://aviarmor.net/

 

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки