,
Последние новости 2017 Информационно развлекательный портал новости факты события
Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков. (Конфуций)

Яндекс.Метрика

 

 

29.10.2013

РУССКАЯ МАТРЕШКА (страницы истории)

Сегодня матрешка - самый известный русский сувенир. Краса­вица с румянцем в пол-лица в нарядном сарафане, переднике и платочке. Музеи матрешки есть в Москве, Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Нолинске, Вознесенском, Калязине.

 

 

Привет из Японии

Похоже, что мы уже никогда точно не узнаем, как появилась на свет матрешка: какой-то гениальный умелец придумал ее самостоятельно или только зорко под­метил и претворил в жизнь идею, давно гулявшую в народе.

Наиболее часто пересказывается сле­дующее: в конце XIX века один из членов большой семьи промышленников Мамон­товых то ли увидел, то ли привез из Японии фигурку тамошнего святого мудреца Фукурумы (Фукуруджи, Фукурокудзю), который имел внешность старика с вытянутой вверх и совершенно лысой головой. Изде­лие разнималось, и внутри оказывалась другая фигурка. Всего их было пять.

По этому образцу в московской игру­шечной мастерской «Детское воспита­ние», что в Леонтьевском переулке, 7, и была сотворена игрушка.

С датой рождения матрешки сложнее. Одни историки называют 1893-1896 годы, ссылаясь на отчеты и доклады Мо­сковской губернской земской управы, где упоминается именно этот период, другие считают более вероятным 1898 или 1899 год.

Эскиз диковинки нарисовал художник Сергей Малютин, а выточил фигурку на станке токарь Василий Звездочкин. Последний, кстати, был уро­женцем известной искусными токарями Вороновской во­лости Подольского уезда Мо­сковской губернии.

Нет единого мнения и о том, из сколь­ких фигурок состояло то изделие. Токарь в воспоминаниях утверждает, что перво­начально изготовил две матрешки - 3-й 6-местную, а в Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится 8-местная, она счи­тается самой-самой первой. Но в ней нет чередования кукол по признакам пола, а ведь именно так, считают некоторые, была сделана самая первая матрешка. Мол, на ней была первой нарисована девушка в городском простонародном костюме - цветастом сарафане с перед­ником и в платочке, - держащая в руках петуха. Следующая имела вид паренька, а самая последняя изображала младенца.

Вышла в люди матрешка в апреле 1900 года, когда была выставлена на Все­мирной выставке в Париже и удостоилась золотой медали.

«Игрушечная столица» России

К слову, появление в России матрешки именно в канун XX века было вовсе не случайно. Страна переживала промышленный и культурный бум. В верхах российской ин­теллигенции стало входить в моду народное искусство. На средства как земства, так и меценатов организовывались художественные кружки и ма­стерские.

В 1904 году московская игрушечная мастерская «Дет­ское воспитание» закрылась. Весь ее ассортимент «унасле­довала» земско-показательная мастер­ская в Сергиевом Посаде, который стал «игрушечной столицей». В этом же году из Парижа был получен заказ на изготовле­ние большой партии матрешек. Интерес к этой игрушке подогревался своеобразной модой на все русское во Франции. Начал­ся массовый вывоз матрешек за границу.

Поспособствовали известности ма­трешки ежегодные ярмарки в Лейпциге, а с 1909 года она стала привычным экспо­натом на Берлинской выставке и ежегод­ном базаре кустарных изделий в Лондоне. Матрешку показывали на передвижной выставке, организованной Русским об­ществом пароходства и торговли, в Гре­ции, Турции, странах Ближнего Востока.

Производство матрешек росло. На них рисовали женщин и девушек, юношей и стариков, целые семьи со всем набором родственников, а также жениха с неве­стой, бояр и купцов. Известны темати­ческие серии, посвященные событиям 1812 года и столетию со дня рождения Н. Гоголя. Не остались без внимания персо­нажи произведений А. Пушкина, «Конь­ка-Горбунка» П. Ершова, русских сказок и былин. Общее тогда увлечение русской историей породило серии матрешек в виде древнерусских богатырей. Не был забыт и атаман Степан Разин со своими сподвижниками и персидской княжной.

Увеличилось и количество вкладышей - до 24, а в 1913 году токарь Булычев из­готовил уже 48-местную матрешку.

Матрешку стали делать в Семенове, Меринове и Полховском Майдане Нижего­родской области, Твери, Хотьково Москов­ской области, Новокузнецке Кемеровской области и Вятке.

А был ли Фукурума?

Японское происхождение нашей ма­трешки бездумно тиражируется, словно навязывается в качестве единственно верного. В самой же Японии некоторые исследователи утверждают, что идея изго­товления вложенных друг в друга игрушек, расписанных под лысого мудреца Фукуруму, принадлежала... русскому монаху,

жившему на острове Хонсю. Его фигурки изображали ро­довых предков.

Противоречит японскому следу и следующий факт: в 1911 году на Аейпцигской ярмарке выставлялась японская подделка, которая представляла собой практи­чески точную копию сергиевской матрешки («пират­ская копия»?!), что заметили специалисты.

Ни художник Милютин, ни токарь Звездочкин во­обще не упоминают о Фукуруме. Сомне­вался в нем и директор Музея игрушки в Сергиевом Посаде Николай Дмитриевич Бартрам (1873-1931 годы), указывая, что японские кокэси (деревянные куклы) в принципе своего построения не похожи на матрешку.

Специалисты указывают, что фигурка восточного мудреца не является искон­ной для Японии, ее следы ведут в Китай и Индию, а оттуда к их корням - индо­европейской цивилизации. В последней популярна идея множественности миров и человеческих сущностей, которые зало­жены друг в друга по принципу матрешки.

Да и российские умельцы вовсе не нуж­дались в иноземной подсказке, ведь уже много веков они умели изготавливать де­ревянные разъемные изделия, например пасхальные яйца. А от них до матрешки - один шаг. Принцип изготовления при этом остается неизменным, как и приемы дав­него токарного искусства. Это куда более похоже на правду.

Что в имени ее?

Почему матрешка названа именно так? Говорят, кто-то из друзей Мамонто­вых при виде первой игрушки воскликнул: «Похожа на Матрену!..» - и куклу стали звать матрешкой.

В то время имя Матрена было очень популярным и распространенным в России. По-народному - Матреша, Матюша, Матуся, Мотя, Мотря, по-церковному - Матрона. В переводе с латыни mater - «мать», а «матрона» - «го­спожа», «знатная женщина». В индуистской мифологии Матри - «мать», женская персо­нификация творческой энер­гии великих богов Брахмы, Вишну, Шивы, Индры, Сканды и прочих. Число их колебалось от семи до шестнадцати.

А матрешка - тоже «маты», она символизирует собой семью и содержит в себе много «сущно­стей». Впрочем, матрешка на самом деле является матерью: именно она «породила» другую известную игрушку - ваньку-встаньку. Кто-то додумался вставлять в нижнюю, более массивную часть кукол металлический груз, превращая их в нева­ляшек.

Так ли это было на самом деле, сказать нельзя. Но одно можно утверждать точ­но: имя игрушке выбрано очень удачно, народ с ним не ошибся. Теперь оно известно всей планете.

Макрошечка, микрошечка и другие

За границей много поклонников рус­ской матрешки. Известны крупные кол­лекции в Австрии, а в США есть коллек­ция, в которой свыше шести тысяч этих игрушек.

Чаще матрешка делается 3-, 7-, 15-местной, но это далеко не предел. На Международной выставке в Монреале в 1967 году была выставлена 50-местная игрушка. Правда, над ней потрудился тог­да не один человек, а целый завод.

А в 1970 году русская матрешка ока­залась в Книге рекордов Гиннесса: тог­да семеновские мастера-игрушечники изготовили истинное чудо - 72-местную матрешку. И каждая в оригинальном, неповторимом наряде! Очевидцы гово­рят, что толщина стенок каждой фигурки составляла половину миллиметра (?!) и они буквально просвечивались. Самая большая кукла имела высоту всего метр, а ширину - вполовину меньше. Эта уни­кальная матрешка демонстрировалась на Всесоюзной выставке декоративно- прикладного искусства самодеятельных художников и мастеров.

В фондах же Исторического музея хра­нится стоместная матрешка. Это вообще что-то умопомрачительное!..

А народный умелец наших дней Анатолий Коненко изготовил из сло­новой кости матрешку высотой 4 милли­метра, а самая маленькая в ней - четвер­тая по счету - всего 1,1 миллиметра. Эта микрошечка в 2010 году демонстрирова­лась на выставке в омском музее.

Порой самой большой матрешкой в мире - макрошкой! - называют фигуру высотой 30 метров в Маньчжурии (Китай).

Второе рождение

Свое второе рождение матрешка по­лучила во второй половине 80-х годов прошлого века. Благодаря падению же­лезного занавеса и обилию иностранных туристов игрушки пошли нарасхват и сде­лалась популярным товаром. Стали вос­требованными политические матрешки, изображавшие российских генеральных секретарей, президентов страны с заметным портретным сходством. Делались «именные» матрешки - с лицом заказчи­ка (!), иные расписывались под хохлому или гжель. Прилавки магазинов, уличные лотки были заполнены такими изделиями.

Но постепенно традиционные каноны стали преобладать, умельцы все чаще об­ращались именно к ним. Теперь уже боль­шая часть матрешек имеет «классический» вид: женский облик, сарафан, передник, платок на голове. Их производством зани­маются Москва, Санкт-Петербург, Сергиев Посад и другие крупные города.

Матрешка давно уже известна на весь мир, а после установления контактов с ино­земными мирами, возможно, и в космиче­ские дали гости повезут нашу игрушку...

Александр ЗИБОРОВ

 

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки