СЕТЬ ЗАРУБЕЖНЫХ БАЗ ВМФ СССР
Внимание — это статья 2013 года.
С началом «Холодной войны» Советский Союз столкнулся с необходимостью отстаивать свои интересы на огромной части планеты. Одно за другим, новообразованные государства Африки, Азии и Ближнего Востока принимали коммунистическую идеологию, и вот, уже караваны советских судов с военной помощью, советниками и техникой спешат на помощь лояльным режимам на другом краю Земли.
Окреп и «показался из тени» ВМФ СССР – сотни боевых кораблей вышли в Мировой океан, став одним из грозных аргументов новорожденной Сверхдержавы. Трансокеанские переходы и непрерывные вахты в удаленных районах океана — многомесячные походы сложны, кораблям требуется обязательный отдых и обслуживание. Пополнение запасов топлива, провизии и пресной воды. Экстренный ремонт. Все это вдали от родного берега, в неведомых южных широтах, там, где поблизости нет ни одного советского корабля. Лишь реющие над волнами призрачные тени разведывательных «Орионов».
Великому флоту необходима великая система базирования. Решение могло быть только одно – покрыть весь Земной шар сетью военно-морских баз, аэродромов и опорных пунктов.
Военно-морская база это не просто место для стоянки и обслуживания кораблей. Это мощный инструмент геополитической игры, рычаг для внушения правильных идей руководству обозначенной страны. Готовый плацдарм для нового наступления, крупный транспортный узел и площадка для размещения спецоборудования (например, систем радиоэлектронной разведки и радиоперехвата). Отсюда удобно наблюдать за ситуацией в выбранном регионе, а при необходимости – принять экстренные меры, вмешаться и пресечь на корню возможные проблемы. Наконец, чисто с технической точки зрения, система военно-морских баз (ВМБ) создавала уникальные возможности для эффективной работы ВМФ на любом удалении от берегов метрополии.
Стоп! О каких зарубежных военных базах идет речь?! Иностранные военные базы – привилегии коварного Пентагона. Гнусные происки западного империализма, стремящегося к мировому господству. А у занимающегося мирным созидательным трудом СССР никаких военных баз за рубежом быть не может.
Гениальный плакат 1955 года. На деле СССР был сам не прочь воткнуть дюжину иголок в подбрюшье НАТО
Для разрешения непростой дилеммы потребовалась помощь профессиональных филологов. Право, можно лишь восхититься их фантазией — на карте мира появилось множество объектов с забавными названиями. Например:
А) пункт материально-технического обеспечения (скромно, но со вкусом).
Обычно ПМТО ВМФ СССР занимал площадь полсотни и более квадратных километров и был рассчитан на размещение нескольких тысяч человек личного состава. Все это дополнялось развитой инфраструктурой с причалами, доком, топливохранилищем, арсеналом. Обязательным было наличие наземного транспорта и спецтехники. Система охраны базы ПМТО включала в себя катера и корабли охраны водного района, укрепленный периметр и личный состав морской пехоты с тяжелым вооружением и бронетехникой. Опционально – аэродром с истребителями прикрытия, противолодочной, разведывательной и транспортной авиацией.
В) Ограниченный контингент советских войск в Афганистане. Всего лишь 100-тысячная армия со своей артиллерией, бронетехникой и авиацией, девять лет напрягавшая весь Средний Восток.
Был центр радиоперехвата в Лурдесе (Куба), была ГСВГ (Группа Советских Войск в Германии), ГСВМ (то же самое, только в Монголии), были советские военные специалисты во Вьетнаме, Анголе, Мозамбике и пр. случаи, выходящие за рамки данной статьи.
Схема зарубежных объектов ВМФ СССР на 1984 год
Сегодня мне бы хотелось поподробнее остановиться на ПМТО – легендарных советских военно-морских базах во всех уголках Земли. Ввиду масштабности предмета обсуждения, в ряде случаев придется ограничиться общими замечаниями и скупыми фактами из биографии этих необычных мест. Следует заметить, что ПМТО – расплывчатое понятие с довольно нечеткими критериями соответствия. Помимо широко известных «крупных» баз, существовало множество вспомогательных объектов, таких, как учебный полигон морской пехоты на о. Сокотра (Аравийское море). Но, несмотря на вопли западной прессы о «советском военном присутствии» у Африканского рога, никаких причалов и военных сооружений на Сокотре никогда не было – лишь изредка советские корабли вставали на якорную стоянку у берега острова.
Наконец, в условиях непрерывно меняющейся международной обстановки, ПМТО мог временно разместиться на территории любого из портов дружественных государств – везде, где можно пришвартовать плавбазу, плавучую мастерскую, танкер. Причалы, краны, инфраструктура порта – всё в распоряжении советских моряков. Готовый объект для «дружеских визитов» военных кораблей Советского Союза.
Теперь стоит перейти непосредственно к списку самых интересных мест базирования ВМФ СССР:
Порккала Удд (1944 – 1956 гг.)
«Пистолет у виска Финляндии» — здесь базировалась бригада шхерных кораблей, тральщики, броненосец береговой обороны «Выборг» и береговые батареи для прикрытия коммуникаций в Финском заливе. На территории базы было построено 300 оборонительных сооружений. Общая длина периметра – 40 км. Площадь базы – порядка 100 кв. километров. Срок аренды – 50 лет. Стоимость аренды – 5 млн. финских марок в год.
Однако, уже к середине 1950-х годов советское руководство пришло к выводу, что базу пора прикрывать: Поркалла Удд лишь раздражает финнов и ухудшает отношение между двумя странами, при этом не имеет особого военного значения. База была полностью ликвидирована в январе 1956 года. Финляндия оценила дружеский жест, став верным посредником между СССР и Западным миром.
Влера, Албания (1955 — 1962 гг.)
Здесь базировалась бригада из 12 советских подлодок – настоящее «шило» в пятой точке американского флота. В 1959 году одна из субмарин с албанской базы прорвала все противолодочные заслоны и провела учебную атаку на крейсер «Де Мойн» с находящимся на его борту президентом США.
История с албанской базой закончилась грустно: в 1961 году из-за идеологических разногласий произошел разрыв в отношениях двух государств. Последовала срочная эвакуация базы. Четыре советские лодки, находившиеся в тот момент на ремонте, были захвачены албанцами.
Сурабая, Индонезия (1962 год)
Об этом объекте крайне мало информации. Известно лишь, что в декабре 1961 года четыре подлодки Тихоокеанского флота взяли курс к Индонезийским берегам. После ряда странных манипуляций и противоречивых приказов, субмарины были переданы ВМС Индонезии. Летом пришло второе соединение – еще шесть подлодок и плавбаза снабжения, и, вскоре, советские моряки были едва не втянуты в вооруженный конфликт между Индонезией и Нидерландами.
Впрочем, история с Индонезией закончилась на оптимистичной ноте – по результатам совместных «учений», СССР поставил индонезийцам военной техники на сумму 1 млрд. долл. (в том числе крейсер, 6 эсминцев и 12 подлодок, а также 40 сторожевых кораблей, тральщиков и ракетных катеров). К чести руководства Индонезии, это, пожалуй, единственная страна, которая полностью расплатилась по советским долгам – без каких-либо скандалов и задержек.
Бербера, Сомали (1964 – 1977 гг.)
Первоклассная военно-морская база на берегу Аденского залива, настоящий оазис цивилизации посреди сомалийского бардака. Страж ворот на входе в Красное море, контролирующий стратегически важный транспортный маршрут Европа-Азия (через Суэцкий канал).
Помимо инфраструктуры для кораблей ВМФ, в аэропорту Берберы была построена уникальная взлетно-посадочная полоса 05/23 длиной 4140 метров – на тот момент самая длинная на Африканском континенте. Здесь планировалось базирование базовой противолодочной и разведывательной авиации, а при необходимости разместить стратегические бомбардировщики и ракетоносцы.
Что касается самого Сомали – СССР старался, как мог, поддерживая экономику и сельское хозяйство отсталой страны; обучал её офицерский корпус, снабжал техникой и всеми необходимыми товарами. В открытой печати встречаются данные, что неоплаченный долг Сомали перед СССР (а, следовательно — Россией) составляет в пересчете на золото, 44 тонны. Насколько можно доверять этой невероятной цифре? В любом случае, не вызывает сомнений – Советский Союз в тот раз дорого заплатил за свои амбиции.
От Сомали, в данном случае, требовалось немного: всего лишь не пускать на свою территорию американцев, а также исправно поднимать руку во время голосовая в ООН по сигналу советского представителя.
Все произошло внезапно: в 1977 году вспыхнула эфиопо-сомалийская война. Советский Союз, конечно, был в шоке от обоих «союзничков», тем не менее, ему предстоял выбор – кого поддержать в этой лютой междоусобице двух странных народов. Выбор пал на Эфиопию. Сомалийцы не стерпели обиды и потребовали в трехдневный срок эвакуировать ПМТО. Ввязываться в бесконечный конфликт с дикарями не стали – просто бросили все и ушли…
Вместо нас пришли американцы – ВВС США по достоинству оценили взлетную полосу 05/23, внеся её в список резервных полос для посадки «Шаттлов».
Вот так вот, ВМФ СССР выгнали из Сомали…
Нокра, Эфиопия (1977 – 1991 гг.)
ВМФ СССР выгнали из Сомали… и советский ПМТО благополучно «переехал» на 400 км севернее, на побережье Эфиопии. Сверхдержава отличается от обычных государств наличием многочисленных союзников в практически любом регионе Земли. Не срослось в одном месте – всегда в запасе есть дюжина альтернативных вариантов.
На вопрос: где тут можно поставить базу, эфиопы лишь пожали плечами – где хотите. Эфиопиский лидер Менгисту Хайле Мариам любезно предложил два крупнейших порта Массауа и Асэб, но, увы, строить что-либо на берегу оказалось слишком рискованно – страну раздирали бесконечные междоусобицы. Выбор пал на архипелаг Дахлак, точнее, на один из его островов – Нокра.
Здесь, на территории бывшей итальянской каторги, расположился пункт материально-технического обеспечения ВМФ СССР. На остров был срочно доставлен плавучий док ПД-66, грузоподъёмностью 8500 тонн (достаточно для докования и экстренного ремонта многоцелевой атомной подлодки или эсминца). Вскоре подошли водолазные и пожарные катера, буксиры, плавмастерские, танкеры, суда-рефрижераторы. Для обеспечения действий морской пехоты здесь постоянно базировались БДК, а для решения противодиверсионных задач несли вахту спецподразделения Охраны водного района (Черноморский флот).
Место было неспокойное – отмечено несколько случаев обстрела советских кораблей и судов. В августе 1984 года пришлось провести траление Красного моря от мин, выставленных некой организацией «Аль-Джихад». На следующий год произошла радиационная авария на АПЛ К-175 –экипаж субмарины и персонал базы получили серьезное облучение. Разумеется, инцидент был подернут строжайшей тайной и скрыт от руководства Эфиопии.
Виктория, Сейшельские острова. (1984 — 1990 гг.)
Как это здорово — оказаться в нужное время в нужный момент! 25 ноября 1981 года отряд боевых кораблей ВМФ СССР находился вблизи Сейшельских островов, когда в столице маленького государства произошла попытка переворота – группа наёмников из ЮАР была схвачена и обезврежена прямо в аэропорту Виктории.
Советские корабли немедленно последовали на место происшествия. Как оказалось, весьма кстати – и хотя эвакуации посольства СССР не потребовалось, столь оперативное прибытие советского флота произвело самое положительное впечатление на правительство Сейшельских островов.
В 1984 году с руководством островного государства была заключена договоренность о деловых заходах советских кораблей и судов в порт Виктория и посадках наших военных самолётов в аэропорту столицы.
Взамен СССР выступал одним из гарантов безопасности страны — на самом деле, Сейшелы соблюдали нейтралитет и старались подружиться со всем миром. Кроме того, Сейшельским островам были подарены три патрульных катера для охраны морской экономической зоны. Вот так вот, практически бесплатно, ВМФ СССР обзавелся непотопляемым авианосцем в Индийском океане — длина бетонной ВПП 2987 метров!
Камрань, Вьетнам (1979 — 2002 гг.)
Лучшая из зарубежных военно-морских баз СССР. Мягкий климат, теплое и спокойное Южно-Китайское море, глубокая и чистая акватория, горы, защищающие залив от ветров – бухта Камрань признана одним из наиболее удобных мест для базирования кораблей и судов на Тихом океане.
Официально это место называлось 922-ым ПМТО, и, помимо стоянки кораблей и судов в бухте Камрань, включало в себя судоремонтный завод «Башон» (Хошимин) и расположенный поблизости крупный аэродром.
Изначально, в годы Вьетнамской войны, «Камрань Бэй» была крупной тыловой базой, где размещались 12-е истребительное и 483-е транспортное авиакрылья ВВС США. Американские специалисты построили здесь замечательный аэродром с четырехкилометровой бетонкой, а поблизости — современный порт со всей необходимой инфраструктурой.
В результате, все эти объекты перешли в собственность советского военно-морского флота. Более того, ПМТО Камрань достался ВМФ СССР совершенно бесплатно – на правах безвозмездной аренды сроком на 25 лет. Имидж Сверхдержавы открывал перед Союзом невероятные возможности и приносил баснословные дивиденды.
В соответствии с Соглашением, в военном порту Камрань могли одновременно базироваться до 10 советских надводных кораблей, 8 подводных лодок с плавбазой и до 6 других военно-морских судов. На аэродроме разрешено одновременное пребывание 16 самолетов-ракетоносцев, 9 разведывательных самолетов и 2-3 транспортных бортов. Исходя из обстановки, количество кораблей и самолетов могло быть увеличено по согласованию между СССР и Вьетнамом. Другими словами, вьетнамцы не возражали, если в Камрань придет весь Тихоокеанский флот.
Обломки брошенной американской бронетехники
Въезд на ПМТО Камрань
Общая площадь базы составляла порядка 100 кв. километров. Численность воинского и гражданского контингентов базы в разные годы могла достигать 6-10 тыс. человек. К моменту ухода их Камрани, на территории базы были построены:
- жилгородок ПМТО: штаб в/ч 31350 и казармы личного состава, столовая личного состава на 250 посадочных мест, хлебопекарня, банно-прачечный комбинат, клуб, средняя школа № 183, 18 жилых домов, объединенный склад для хранения и выдачи материальных средств, автомобильный парк (вместе со спецтехникой);
- дизельная электростанция мощностью 24 МВт для обеспечения электроэнергией гарнизона и прилегающих вьетнамских поселков;
-
топливохранилище ёмкостью 14 000 куб. метров;
-
2 рефрижератора общей ёмкостью 270 тонн продуктов;
-
6 скважин для обеспечения ПМТО и кораблей пресной водой;
А также пирсовая зона с причалами и портовыми вооружениями, арсенал, хранилища материальных ценностей и крупный военно-морской госпиталь.
Увы, с развалом СССР начались проблемы – Вьетнам, осознав, что того государства, которого уважал весь мир, больше нет, потребовал пересмотра договора и введения платы за аренду базы. Робкие попытки вьетнамцев остались без ответа, тем не менее, в 2001 году Российская Федерация отказалась от продления договора и начала досрочный вывод контингента с территории Вьетнама. Последние российские военнослужащие покинули Камрань в мае 2002 года.
Снимок авиабазы Камрань, сделанный разведчиком SR-71
Эпилог
Рассказ о семи военно-морских базах, ПМТО и стоянках кораблей – просто НИЧТОЖНАЯ часть всей системы базирования советского флота. Помимо объектов на территории Финляндии, Албании, Индонезии, Вьетнама, Сейшельских островов и в районе Африканского рога, ВМФ СССР успел «засветиться» во множестве других мест:
- ВМБ Сьенфуэгос и узел связи ВМФ «Прибой» в местечке Эль-Габриэль (Куба);
-
ВМБ Росток (ГДР);
-
ВМБ Ходейда (Йемен);
-
Александрия и Марса-Матрух (Египет);
-
Триполи и Тобрук (Ливия);
-
Луанда (Ангола);
-
Конакри (Гвинея);
-
Бизерта и Сфакс (Тунис);
-
Тартус и Латакия (Сирия);
……………
Этот список столь невероятен, что звучит в сегодняшних реалиях, как анекдот.
Президент Анголы А. Нету на палубе советского авианесущего крейсера
К настоящем моменту, у ВМФ России сохранилось лишь несколько зарубежный объектов:
- 720-й ПМТО в г. Тартус (Сирия);
-
43-й узел связи ВМФ России «Вилейка» (Белоруссия). Обеспечивает связь с атомными подлодками, несущими дежурство на просторах Атлантического, Индийского и, частично, Тихого океанов.
-
338-й узел связи ВМФ России «Марево» (Киргизия), аналогичного назначения.
-
и, конечно, Главная база Черноморского флота – Севастополь (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья) с прилегающей инфраструктурой и рядом объектов на Крымском полуострове.
ПМТО Тартус, Сирия
Описание и иллюстрации ПМТО Камрань взяты из книги «17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота», Н.Ф. Матюшин
Люди,события,факты