,
Последние новости 2017 Информационно развлекательный портал новости факты события
Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков. (Конфуций)

Яндекс.Метрика

 

 

04.11.2015

Керри проверяет влияние России в Средней Азии. Средняя Азия делится надвое

04.11.2015

 

Поездка госсекретаря США Джона Керри в страны Центральной Азии – первый в истории визит шефа американской дипломатии, в ходе которого он посетит пять постсоветских стран. Центральным событием визита стал запуск в Самарканде нового формата диалога США и стран Средней Азии. Но главная причина визита Керри связана с другими странами региона.

Центральноазиатское турне Джона Керри началось с посещения Бишкека – столицы Киргизии. Госсекретарь присутствовал на торжественном открытии нового корпуса Американского университета Центральной Азии. По окончании встречи с киргизским президентом Алмазбеком Атамбаевым Керри заявил, что США и Киргизия создадут совместную рабочую группу, которая займется разработкой программы развития двухстороннего сотрудничества.

Примечательно другое заявление американского дипломата. По его мнению, политика стран среднеазиатского региона не должна сталкиваться перед выбором: с кем сотрудничать – с Россией, США, Китаем или «другими блоками».

Однако самое важное заявление Керри относительно Киргизии было сделано под конец его пребывания. Дипломат заявил, что США хотели бы заключить с Киргизией соглашение о военном сотрудничестве. «Нам также необходимо на каком-то этапе завершить подготовку соглашения. И я надеюсь, что это будет возможно», – сказал глава внешнеполитического ведомства. Он не уточнил, в какой стадии находится разработка данной договоренности.

«В риске попадания под влияние Кремля»

Глава Госдепа подчеркнул, что за последние десятилетия США предоставили Киргизии около 2 млрд долларов на поддержку «образования, экономики и сферы здравоохранения». «Мы хотим, чтобы это сотрудничество продолжилось», – добавил Керри. Он также вспомнил, что Киргизия в 2014 году закрыла расположенную в бишкекском аэропорту Манас авиабазу ВВС США. Однако соглашение по ней было «временным», у США по этому поводу «нет никаких обид», отмечает ТАСС.

Отметим, что визит в Киргизию шефа американской дипломатии прошел в непростых условиях. Двусторонние отношения переживают самый острый кризис в истории. 21 июля Киргизия в одностороннем порядке денонсировала соглашение о сотрудничестве с США. Более того, президент страны регулярно делает жесткие заявления в адрес Вашингтона. Помимо всего прочего, Бишкек вступил в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Wall Street Journal, комментируя среднеазиатское турне госсекретаря, написала, что поездка Керри «проверит влияние России в Центральной Азии». «Госсекретарь Джон Керри стремится укрепить торговые и политические отношения со странами, которые находятся в риске попадания под влияние Кремля. Президент России стремится собрать все постсоветские страны под крыло Москвы для того, чтобы дать отпор «Исламскому государству» и другим исламистским группировкам, которые распространяют свое влияние на Ближнем Востоке и Центральной Азии», – пишет американское издание.

Самаркандский формат

После Бишкека Керри прибыл в один из самых древних городов мира – узбекский Самарканд. Здесь прошло главное политическое событие визита американского политика – запуск нового формата отношений Вашингтона со странами Центральной Азии – «С5+1». Данный формат, очевидно, является новым подходом США по укреплению своего влияния в пяти постсоветских странах, которое после вывода основного воинского контингента из Афганистана было во многом утрачено.

Ранее Госдеп сообщил, что встреча в Самарканде – «это новый формат диалога между США и центральноазиатскими республиками, (который) позволит госсекретарю и министрам обсудить региональные и глобальные возможности и вызовы».

Помимо этого, в Узбекистане Керри встретился с президентом Исламом Каримовым. Отметим, что Узбекистан является одним из основных потребителей американского оружия в регионе. Более того, Вашингтон особо ценит нейтральный статус Ташкента, который не входит ни в ОДКБ (вышел в 2012 году), ни в ЕАЭС.

New York Times акцентировала внимание на встрече госсекретаря с лидером «самого репрессивного правительства в мире» – Исламом Каримовым. Издание ссылается на материалы WikiLeaks, которые определили узбекский режим как «кошмарный мир безудержной коррупции, организованной преступности, принудительного труда на хлопковых полях и пыток». В воскресенье Джон Керри провел в переговорах с Исламом Каримовым более часа.

«Стратегическое партнерство» с Казахстаном

Визит в Казахстан для Джона Керри стал первым в качестве госсекретаря. Примечательно, что большинство встреч Керри в Астане будет проходить за закрытыми дверями. Он прибыл в Астану поздно вечером 1 ноября. По информации посольства США в Казахстане, Керри встретится с президентом республики Нурсултаном Назарбаевым.

Аналитики уверены, что лидер Казахстана и глава Госдепа США затронули широкий спектр вопросов, среди которых особое место занимает тема региональной и международной безопасности. В частности, как предполагается, обсуждалась ситуация в Сирии, учитывая, что Казахстан в свое время инициировал проведение в Астане встреч представителей сирийской оппозиции, передает ТАСС.

Согласно сайту премьер-министра Казахстана, в понедельник Карим Масимов провел встречу с Керри. Казахский премьер назвал двусторонние отношения стратегическим партнерством.

В Казахстане Керри повторил заявление, сделанное в Киргизии. «Мы должны ясно понять, что нет дружбы с одной страной, по крайней мере она не должна ограничивать возможности дружбы с другой страной. Это не игра», – заявил госсекретарь. По его мнению, «республики Центральной Азии должны быть свободными от внешнего давления и запугивания».

Общим знаменателем азиатских визитов Джона Керри стало особое внимание к вопросу распространения террористической угрозы. «Вашингтон разделяет опасения стран Азии по поводу безопасности из-за ситуации в Афганистане. Американская сторона понимает масштаб проблем, связанных с распространением радикального экстремизма, особенно ввиду деятельности «Исламского государства» и «Аль-Каиды».

Ожидается, что в ближайшие дни Джон Керри посетит Таджикистан и Туркменистан и встретится с лидерами этих стран. Визит в Душанбе пройдет в атмосфере, когда таджикское правительство стоит перед сложным выбором о вступлении в ЕАЭС. Более того, в последние месяцы на севере Афганистана резко обострилась обстановка. В конце сентября движение «Талибан» сумело захватить столицу провинции Кундуз, граничащей с Таджикистаном. Туркменский визит Джона Керри пройдет также в условиях активизации радикальных группировок на афгано-туркменской границе.

«В контексте Афганистана»

Директор Аналитического центра МГИМО, доктор политических наук Андрей Казанцев отметил три главные цели центральноазиатского турне Джона Керри: Афганистан, Россия и Китай.

«По-прежнему главной целью посещения Керри стран Центральной Азии остается проблема Афганистана. Лично для Барака Обамы стабилизация ситуации в этой стране крайне важна. Страны Центральной Азии воспринимались и продолжают восприниматься Вашингтоном в контексте проблем Афганистана. Основной воинский контингент США вывели из страны, ситуация там очень резко дестабилизируется, и Вашингтону необходимо наладить дополнительное сотрудничество со странами региона», – отметил эксперт.

Второй причиной визита Керри стало усиление роли России, полагает собеседник. «После украинского кризиса влияние Москвы в Центральной Азии резко усилилось, – констатирует Казанцев. – Здесь и постепенное расширение ЕАЭС, и то, что из Киргизии выгнали американскую военную базу, и многое другое. Многие эксперты полагают, что роль Центральной Азии для следующей американской администрации может стать одной из основных».

И наконец, отмечает эксперт, визит госсекретаря связан с растущей ролью в регионе Китая. «Цель США – противостоять росту влияния Пекина в регионе Центральной Азии», – полагает Казанцев.

Эксперт подчеркивает важность нового формата – «С5+1», созданного США. «Это своего рода международная организация, дающая возможность собираться вместе главам внешнеполитических ведомств США и стран региона. Это показывает повышение интереса Вашингтона к региону, связанное с тремя факторами, которые я отметил выше», – подытожил политолог.

Источник



Источник: cont.ws.

Комментарий от редакции:

Средняя Азия делится надвое

Ташкент и Ашхабад дистанцируются от позиции России
Александр Шустов
       
Средняя Азия делится надвое

Изменение военно-политической обстановки на Ближнем и Среднем Востоке, включая операцию российских ВКС в Сирии и обострение ситуации в Афганистане, выявило довольно четкое разграничение Средней Азии на две части. Если Казахстан, Киргизия и Таджикистан в вопросах обеспечения безопасности полагаются, прежде всего, на Россию, то Узбекистан и Туркмения предпочитают действовать самостоятельно, развивая отношения с другими центрами силы.

Геополитическое размежевание постсоветской Средней (Центральной) Азии явственно проявилось после начала военной операции России в Сирии, совпавшей по времени с обострением ситуации на севере Афганистана, вдоль границы с Таджикистаном и Туркменистаном. Угроза дестабилизации обстановки, которую аналитики предсказывали со времени принятия решения о выводе войск США и НАТО из Афганистана, заставила бывшие союзные республики региона задуматься о собственной безопасности. Причем не все из них, как оказалось, видят в роли гаранта безопасности РФ.

 

Более того, усиления военно-политической роли России в регионе часть среднеазиатских элит категорически не хочет, считая, что это может угрожать их доминирующему положению в новых независимых государствах.

 

Контуры размежевания региона были очевидны и ранее. Если Казахстан, Киргизия и Таджикистан являются постоянными участниками созданной Россией ОДКБ и покидать ее ряды не собираются, рассматривая членство в организации как гарантию собственной военной безопасности, то Узбекистан вышел из нее в 2012 г., а Туркменистан вообще никогда в ее деятельности не участвовал. Размежевание проявляется и в экономической сфере. Казахстан и Киргизия являются членами ЕАЭС, в который ни Узбекистан, ни Туркмения вступать не собираются. Особое положение занимает Таджикистан, который сильно зависит от России в плане трудовой миграции, но насчет присоединения к Евразийскому союзу пока не определился. Со временем это размежевание имеет все шансы превратиться в линию, которая окончательно разделит Среднюю Азию на две все более отдаляющиеся друг от друга части.

Позиция Ташкента и Ашхабада по поводу обеспечения военно-политической безопасности проявилась и в ходе переговоров президентов двух стран, состоявшихся 8 октября в Ташкенте. По их итогам стало очевидно, что Узбекистан и Туркмения в вопросах оборонной политики и борьбы с терроризмом намерены следовать собственным путем. В совместном заявлении, принятом по итогам визита Г. Бердымухаммедова в Узбекистан, говорится о намерении усилить взаимодействие соответствующих структур по охране границ с Афганистаном. Поводом для этого стали недавние события в граничащей с Таджикистаном афганской провинции Кундуз, одноименный административный центр которой 30 сентября неожиданно был захвачен талибами. На следующий день город был освобожден правительственными войсками, однако впечатление, что афганская война пришла на границы СНГ, осталось.

Тем не менее, в отличие от других государств Средней Азии защищать себя Узбекистан и Туркмения планируют своими силами. В марте этого года генсек ОДКБ Николай Бордюжа на неформальной встрече с аккредитованными в Москве казахстанскими журналистами заявил, что сотрудничество в сфере обороны с Ташкентом и Ашхабадом на сегодняшний день практически отсутствует. «К моему глубокому сожалению, у нас сегодня практически нет деловых отношений ни с соответствующими службами Узбекистана, ни Туркменистана, хотя предложения к сотрудничеству с нашей стороны звучат и звучали неоднократно, – отметил он. – При этом речь не идет о необходимости вступления в ОДКБ, о побуждении поступиться своим суверенитетом. Мы говорим об одном: давайте объединим усилия спецслужб для совместного противодействия общим угрозам, с которыми мы сегодня уже реально сталкиваемся, давайте будем разговаривать о возможности оказания помощи со стороны коллективных сил ОДКБ в случае необходимости. Но ответной реакции ни от узбекской, ни от туркменской стороны пока нет».

В качестве примера такого сотрудничества Н. Бордюжа привел Иран, который участником ОДКБ не является, но при этом активно сотрудничает с организацией в вопросах безопасности и борьбы с терроризмом. Более того, результаты сотрудничества с Ираном, по словам генсека ОДКБ, «перекрывают результаты всех наших стран, потому что они, во-первых, подходят к работе очень добросовестно, во-вторых, все-таки многие проблемы ощущают более остро, особенно, касающиеся незаконного оборота наркотиков».

Более того, по данным информационного агентства REGNUM, президент Узбекистана И. Каримов во время визита Г. Бердымухаммедова на официальном мероприятии в ходе переговоров заявил: «Некоторые страны думают, что они совершают правильные действия. Но прежде чем как куда-то войти, надо подумать, как выйти».

 

Страну, которая «вошла, не подумав о выходе», узбекский президент не назвал, но из слов «и не надо гордиться тем, что применяешь современное оружие, это опасно», можно подумать, что речь идет о России.

 

В официальном сообщении по итогам визита Г. Бердымухаммедова, распространенном пресс-службой президента Узбекистана, этого заявления И. Каримова, разумеется, нет. Однако и опровергать распространенную REGNUM информацию, источником которой послужил «руководитель одного из диппредставительств, аккредитованных в Узбекистане», Ташкент не стал. Заявление И. Каримова выглядит тем более странно, что радикальные мусульманские группировки и движения, включая, например, официально присягнувшее ИГ «Исламское движение Узбекистана», считаются главной угрозой внутренней безопасности республики. Причины же, судя по всему, кроются не в том, что Россия начала бороться с ИГ в Сирии военными методами, а в демонстрации ее военной мощи.

Итогам визита в Ташкент Г. Бердымухаммедова и внешней политике республики в целом очень созвучно опубликованное 6 октября REGNUM интервью «пожелавшего остаться неизвестным» узбекского эксперта. Высказанные в нем оценки выглядят очень созвучными ситуации, сложившейся в отношениях Ташкента с Москвой, Вашингтоном, Пекином и другими мировыми столицами. По мнению узбекского аналитика, недавнее вступление Киргизии в ЕАЭС отнюдь не станет для Ташкента примером. Для этого существуют как объективные, так и субъективные, отчасти даже иррациональные причины. Первые из них заключаются в том, что Узбекистан после распада СССР последовательно стремился к лидерству в регионе, а участие в ЕАЭС с такими сильными игроками, как Россия и Казахстан, неизбежно ограничит его притязания. Кроме того, обладая гораздо более развитой, чем Таджикистан и Киргизия, экономикой, Узбекистан не столь сильно зависит в финансово-экономическом плане от Москвы и может позволить себе проводить гораздо более независимую внешнюю политику.

 

Субъективные причины внешней политики Ташкента, видимо, связаны с негативным восприятием И. Каримовым СССР и всего советского наследия, которое транслируется на все интеграционные проекты с участием России.

 

Добавим, что во многом это негативное восприятие было вызвано «узбекским делом» – масштабной антикоррупционной кампанией, проводившейся центральными силовыми структурами в Узбекской ССР в последние годы существования СССР. Ислам Каримов, занимавший в 1980-е гг. должности министра финансов, председателя Госплана, зампредседателя Совета министров, первого секретаря Кашкадарьинского обкома и, наконец, первого секретаря ЦК КП Узбекистана, массовые аресты и уголовные дела против представителей узбекской элиты воспринял крайне негативно, считая виновной во всем этом Москву. Об отношении И. Каримова к этим событиям говорит тот факт, что 25 декабря 1991 г., за день до прекращения существования СССР, он помиловал всех осужденных по «узбекскому делу», отбывавших наказание на территории республики.

Поэтому укреплению военных и экономических связей с Россией, ЕАЭС и ОДКБ Узбекистан предпочтет развитие отношений с США и Китаем, которые должны уравновесить все еще сильное влияние Москвы. При этом сотрудничество с Пекином будет развиваться главным образом по линии экономики, а с Вашингтоном – в оборонной сфере и образовании. В настоящее время Ташкент, по данным неназванного узбекского эксперта, уже реформирует армию по западному образцу. Причем началось это несколько лет назад, когда США начали выводить войска из Афганистана и оставили Узбекистану в подарок большое количество военной техники и оборудования. Аналогичные «подарки», кстати, тогда предполагалось сделать Киргизии и Таджикистану, но Москва встревожилась, и заявила, что помогать союзникам будет сама. Что касается образования, то два с половиной десятилетия «сжатия» русскоязычной школы дают свои плоды. В ближайшие 10-20 лет русский язык в республике продолжит терять свои позиции, и на смену ему придет английский. По отзывам посещавших республику туристов, уже сегодня иностранец воспринимается в Узбекистане как человек, который разговаривает прежде всего на английском, а не на русском языке.

Военной базы США на территории Узбекистана, по данным анонимного источника REGNUM в экспертном сообществе республики, не будет. Опасения такого рода были сильны в российских политических и аналитических кругах на протяжении нескольких предыдущих лет, когда США на военном и политическом уровне явно зондировали почту для переноса авиабазы из киргизского Манаса в Узбекистан. Однако прошлогодний визит в Ташкент В. Путина, в ходе которого Узбекистану был списан долг перед Россией в размере почти 900 млн дол., похоже, поставил в этом вопросе точку. Впрочем, с точки зрения Ташкента присутствие в республике военной базы США вполне может быть нежелательным, так как соседняя Киргизия, где такая база присутствовала с 2001 г., успела за это время пережить два государственных переворота и крупнейшие с момента распада СССР межэтнические столкновения в южных областях страны. Но развитию военно-технического сотрудничества с США отсутствие базы не мешает. В январе этого года заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Центральной Азии Дэниэл Розенблюм заявил, что Штаты поставят Узбекистану 308 броневиков M-ATV и 20 бронированных ремонтно-эвакуационных машин, подчеркнув, что «пока Узбекистан единственная страна в регионе, кому США передают бронетехнику, однако интерес к ней выказали Казахстан и Таджикистан». Причем поставки осуществляются вовсе не с территории Афганистана, где, как предполагалось ранее, у американцев должно было высвободиться большое количество военной техники, а с территории самих США и других зарубежных баз.

Впрочем, вопрос размещения в регионе новой американской военной базы вполне может быть решен за счет Туркмении. 20 октября «Независимая газета», ссылаясь на оценки российских аналитиков, сообщила о возможном размещении на туркменском аэродроме «Мары-2» авиабазы США, в задачи которой будет входить обеспечение безопасности газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия (ТАПИ).

 

К Туркмении в качестве места размещения своей базы американцы присматриваются давно. Очевидными преимуществами республики являются стратегически выгодное положение на границе с Ираном и Афганистаном, а также крупнейшие в регионе запасы природного газа.

 

Кроме того, отношения Ашхабада с Москвой давно оставляют желать лучшего, а с 2009 г., когда «Газпром» отказался закупать у Туркмении газ на прежних условиях, и вовсе находятся на крайне низком уровне. Опровержения информации о планах США по поводу «Мары-2» со стороны туркменского МИД не последовало. Зато Ашхабад завил протест в связи с прозвучавшим 15 октября на совместном российско-казахстанском брифинге заявлением по поводу военных инцидентов на туркмено-афганской границе. О росте напряженности вдоль границы с Афганистаном неоднократно сообщалось с начала этого года, но по данным туркменского МИД это не соответствует действительности.

Переориентации Ташкента и Ашхабада на Россию, ЕАЭС и ОДКБ в обозримой перспективе ждать не стоит. Слишком далеко разошлись внешне- политические и экономические курсы Узбекистана и Туркмении с республиками, выбравшими в качестве главного ориентира евразийскую интеграцию. Поэтому в перспективе разделение Средней Азии на две части, одна из которых ориентируется на Россию, а другая – на иные политические и экономические центры силы, будет лишь нарастать.

 

VestiNews
Люди,события,факты
http://vestinewsrf.ru

18 зарубежных вывесок, заставляющих русского плакать от смеха (фото)
Получены новые данные с самописцев А321
Что сегодня по телевизору самого интересного?
Кремль дал понять саудитам, чем чревато падение самолетов РФ в Сирии
"Восток", Лариса Черникова, Каролина: забытые звезды 90-х
Бывший телохранитель Аллы Пугачевой рассказал о прошлом певицы
СМИ: У пассажиров, сидевших в хвосте А321, были взрывные травмы
Пилот А-321 пытался посадить самолет в пустыне
Латвийская журналистка кощунственно отозвалась о жертвах А321
Довольно. Украинцы больше не хотят воевать
Получены новые данные с самописцев А321
Оперативный ремонт iPad и iPhone! Никто и не заметит, что он погнулся
Китайский эксперт: Одним ударом Россия одержит множество побед
Минимальный размер пенсии москвичам в 2016 году увеличат
Рогозин высмеял танки США в Эстонии
Заслуженный пилот СССР рассказал, как ИГ могли сбить самолет из России
Любите театры, кино и концерты? Покупайте билеты, не выходя из дома
Звездные «пенсионеры» и их юные жены (фото)
Как сложилась судьба знаменитых детей-актеров (фото)
Меркель высказалась о военных действиях России в Сирии

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки