,
Последние новости 2017 Информационно развлекательный портал новости факты события
Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков. (Конфуций)

Яндекс.Метрика

 

 

01.06.2015

Россия должна усилить поддержку соотечественников

01.06.2015

 

Директор Института стран СНГ, член Общественной палаты РФ К.Затулин подготовил и направил проект рекомендаций по итогам слушаний в Общественной палате РФ «Деятельность Россотрудничества и других российских государственных и общественных структур по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом», проведенных 12 мая по его инициативе Комиссией по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом. 

К работе по подготовке рекомендаций были привлечены сотрудники Института стран СНГ, оказавшего всемерную аналитическую и организационную поддержку проведению слушаний. Ожидается, что Совет палаты обсудит и примет в окончательной редакции рекомендации к правительству, Федеральному Собранию, министерствам и ведомствам, а также общественно-государственным и некоммерческим организациям, средствам массовой информации и российскому бизнесу, вовлеченному в работу по поддержке Русского мира и наших соотечественников за рубежом.

 

 

***

 

 

Проект 

Рекомендации 

Общественной палаты Российской Федерации 

по итогам общественных слушаний на тему: 

«Деятельность Россотрудничества и других российских государственных и общественных структур по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом»
 


г. Москва 12 мая 2015 г. 


12 мая 2015 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания на тему «Деятельность Россотрудничества и других российских государственных и общественных структур по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом». Организационно-аналитическую поддержку слушаниям оказал АНО «Институт стран СНГ». 

Выступили: председатель Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина; заместитель руководителя Россотрудничества Александр Радьков; член Общественной палаты, директор Института стран СНГ Константин Затулин; председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий; члены Совета Федерации Игорь Морозов, Сергей Цеков, Андрей Соболев; первый заместитель секретаря Общественной палаты, Герой России Вячеслав Бочаров; член Общественной палаты Сергей Марков; заместитель директора Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России Владимир Гончаренко; первый заместитель председателя правления Российского Фонда Мира Анатолий Салуцкий; директор Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом Игорь Паневкин; директор Московского Дома соотечественника Владимир Лебедев; руководители русских и русскоязычных общественных объединений из Украины, Казахстана, Молдавии, Латвии и Эстонии и другие. 

В ходе слушаний были затронуты наиболее актуальные вопросы форм, методов и инструментария работы с российской диаспорой за рубежом, подчеркнута необходимость ее лучшей координации и финансирования, выделения приоритетов в новых условиях, дана оценка деятельности Россотрудничества, других государственных и неправительственных институтов, представивших официальные отчеты и сообщения о проделанной работе и перспективах на 2015 год. 

Участники слушаний отмечают: 

Актуальность слушаний обусловлена санкциями и вызовами, брошенными России в прошлом, 2014 году, в отместку за ее суверенную внешнюю и внутреннюю политику. Делаются попытки использовать русских и русскоязычных соотечественников за рубежом во вред интересам России, для критики ее действий. В самой крайней форме результаты такой работы проявляются в натравливании киевскими властями русских Украины на русских Новороссии. 

Новые вызовы требуют адекватной мобилизации сил: перехода от отдельных мероприятий с участием активистов русского движения к широкомасштабной работе с диаспорой, которая поддержит распространение российского влияния в странах проживания при сохранении и укреплении связей с исторической Родиной – Россией. Ключевыми направлениями в этой работе являются, во-первых, сохранение в среде российской диаспоры, прежде всего в образовании, русского языка, а во-вторых, поощрение национального самосознания и самоидентификации русского и русскоязычного населения за рубежом, включая открытие шлюзов для широкого предоставления соотечественникам, особенно в ближнем зарубежье, гражданства Российской Федерации. Русский язык и возможность без волокиты и обязательного переезда в Россию получить российское гражданство, - вот то необходимое и достаточное, которое можно и должно противопоставить политике ассимиляции и измельчения российской диаспоры за рубежом. 

Увы, присутствие России в образовательном пространстве постсоветских стран явно недостаточно. Приходят новые поколения, которые не знают русского языка. Если не принять срочных мер по развитию системы русских школ и высшего образования на русском языке за рубежом, коллапс Русского мира продолжится. Сохранение русскоязычного ареала в странах Евразийского экономического союза является важнейшим условием успеха всего проекта. 

Россия проигрывает сравнение с западными и некоторыми азиатскими странами по программам работы с молодежью, в том числе по образовательным программам. Квота на обучение в вузах страны молодых соотечественников из постсоветских стран на порядок меньше мест, которые предлагают Европейский союз, США, Турция и даже Румыния. 

Для тех, кто проживает за рубежом, российское гражданство является наиболее ярким, ответственным способом идентификации и доказательства своей «русскости», принадлежности к числу соотечественников Российской Федерации. Федеральный закон «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» содержит норму об упрошенном предоставлении гражданства соотечественникам, однако в Федеральном законе «О гражданстве РФ» нет никакого упоминания о соотечественниках, кроме участников программы переселения, то есть тех, кто уже переехал в Россию и уже не является проживающим за рубежом. Норма основополагающего закона об отношении России к своим соотечественникам за рубежом не нашла отражения в профильном законе о гражданстве. 

Поручение Президента Российской Федерации от 12 декабря 2012 года об упрощенном порядке предоставления гражданства соотечественникам - «носителям русского языка» фактически провалено. После поправок, принятых в Закон о гражданстве и Положение о рассмотрении вопросов гражданства, процесс получения гражданства для «носителей русского языка» остался, говоря словами Президента России, «затруднён и до безобразия забюрократизирован», то есть таким, каким его раскритиковал Президент. Вместо того, чтобы распространить эту норму на всех русских и русскоязычных, – выходцев из Российской империи и Советского Союза, – в новой редакции Закона о гражданстве сказано, что только те из них имеют право считаться «носителями русского языка», чьи предки происходят с территории, соответствующей нынешним границам Российской Федерации. Это означает, что потомки тех русских, которые жили на Украине, в Казахстане, Латвии и других бывших союзных республиках, никоим образом не могут надеяться на получение гражданства по упрощенной схеме. 

Для «носителей русского языка» установлена сложнейшая процедура отказа от имеющегося у них иного гражданства, хотя даже это, по нашему мнению, является избыточным требованием. Требуется не личное заявление соотечественника о желании выйти из чужого гражданства, а справка иностранного государства, удостоверяющая этот факт. Опыт, особенно на Украине, показывает, что такую справку для получения российского гражданства, иностранные власти, как правило, не предоставляют. 

За год с момента принятия поправки о «носителях русского языка» в Закон о гражданстве, заявление о его получении на основании новой нормы подали 9 тысяч человек. И только 250 из них получили гражданство Российской Федерации – только те, кто никакого иного гражданства не имел. 

Пример Украины показал низкую результативность работы по поддержке соотечественников и развитию публичной дипломатии в этой стране, за исключением Крыма, где Россия, Москва все постсоветские годы предпринимали целенаправленные усилия для сохранения духовного и материального русского, российского присутствия. Однако существенная часть населения Украины сейчас живет под влиянием антироссийского агитпропа. Масштаб усилий по утверждению положительного образа России в годы, предшествовавшие кризису и гражданской войне на Украине, совершенно не соответствовали контрпропаганде и развитию активности западных структур и грантовых программ в «третьем секторе», особенно в журналистском сообществе. Формализм в работе с соотечественниками на большей части территории Украины, «нулевая эффективность» созданных с этой целью советов, центров и организаций в полной мере проявились в ходе событий. 

Эти родовые недостатки, к сожалению, присутствуют в работе на всем пространстве Русского мира в новых независимых государствах. В том числе, что особенно нетерпимо, и в странах-участниках Евразийского союза, ближайших союзниках России. 

Такое положение дел указывает на необходимость кардинального пересмотра подходов и методов работы по поддержке российских соотечественников, развитию народной дипломатии. 

Участники слушаний обращают внимание на то, что: 

В настоящее время в Российской Федерации на поддержку соотечественников за рубежом и сохранение русского языка и российской культуры в мире нацелена деятельность большой сети государственных и неправительственных структур: Министерства иностранных дел с подчиненными ему Федеральным Агентством «Россотрудничество», посольствами и консульствами России за рубежом, комитетов Государственной Думы Российской Федерации и Совета Федерации, подразделений Министерства образования и науки и Министерства культуры Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, реализующей, в частности, Государственную программу содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, общественно-государственного Фонда «Русский мир», Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова, АНО «Институт диаспоры и интеграции» (Институт стран СНГ), инициировавшнго настоящие слушания, Дома русского зарубежья им. А.Солженицына, подразделений органов власти субъектов Российской Федерации, как, например, «Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом – Московский Дом соотечественника», других организаций, представители которых также участвовали в слушаниях. 

Для координации работы по данному направлению в 1994 году создана и действует Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, которую в настоящее время возглавляет Министр иностранных дел России С.В.Лавров. Функции секретариата Правительственной комиссии выполняет Департамент по работе с соотечественниками МИД России. 

Общественная палата в лице Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом и других подразделений обретает свою роль и становится активным участником в этом сообществе в целях более широкого приобщения к работе с соотечественниками гражданского общества и организаций некоммерческого сектора, а также осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти по данному направлению. В 2014 году заключено Соглашение о сотрудничестве Общественной палаты со Всемирным координационным советом российских соотечественников. Общественная палата участвует в проектах по поддержке русского языка за рубежом с совместно с Российским Фондом мира, с Международным информационным агентством «Россия сегодня» и другими организациями. Встречи членов Общественной палаты с соотечественниками за рубежом происходят на различных площадках, в том числе, непосредственно в странах их проживания, на круглых столах, тематических слушаниях Общественной палаты. 

Если делать оценку деятельности российских структур по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом по «количественным» показателям, то можно сказать, что за последние 15 лет в сфере поддержки и консолидации зарубежной русской общины было сделано немало. Так по всему миру появились общественные структуры, призванные объединить усилия организаций российских соотечественников – страновые координационные советы, во главе которых находится всемирный координационный совет. Каждые три года собирается Всемирный конгресс соотечественников. Ежегодно звучат отчеты о вовлечении новых организаций в процесс консолидации, о проведении большого количества различных культурно-массовых мероприятий. И это действительно так. Но никогда не делалось замеров эффективности реализуемых мероприятий в рамках таких программ. Нет в отчетах информации, что в том или ином государстве изменилось отношение к России, что снизился градус русофобии, или у России за определенный период времени появились новые союзники. 

Расширение деятельности Россотрудничества, ведущей структуры в системе исполнительной власти, работающей по гуманитарным программам поддержки соотечественников, сдерживается недостаточным ресурсным обеспечением. Несмотря на неоднократные решения, принятые руководством страны, об усилении деятельности по сохранению и развитию Русского мира, вопрос адекватного финансирования Россотрудничества не решается со времени его создания в 2008 году. В то же время аналогичные институты во многих странах мира имеют бюджеты, в десять раз превышающие российские расходы. Ситуация, которая на сегодня сложилась в обеспечении работы по поддержке Русского мира идет вразрез с цивилизационными интересами Российской Федерации.

Дело, однако, отнюдь не только в недофинансировании данного направления государственной политики. Решение многих вопросов, важных для укрепления позиций российских соотечественников за рубежом, нуждается не столько в дополнительном финансировании, сколько в более осмысленном подходе, надлежащем законодательстве, большем внимании и уважении интересов самих наших соотечественников за рубежом. В ряде случаев, как ни странно, отсутствует должная координация и слаженная организационная работа всех звеньев государственной машины, ответственных за политику в отношении соотечественников. 

Несмотря на большой объем работы по поддержке соотечественников за рубежом, который проводится посольствами РФ, представительствами Россотрудничества, участвовавшими в слушаниях государственными и общественными структурами, сохраняется маргинальное общественно-политическое положение диаспоры, за редким исключением не имеющей своих представителей в органах власти стран проживания. Купировать целенаправленную работу местных национальных элит и спецслужб, направленную на ассимиляцию русского населения, раскол в среде активистов русского движения, плохо удается. 

Соотечественники отмечают инерционность и негибкость представительств Россотрудничества за рубежом в решении вопросов поддержки проектов, направленных на решение актуальных социально-политических проблем, важных для сохранения условий полноценного функционирования русского языка в стране, в пользу сотрудничества с Россией, евразийской интеграции. Тем самым подрубаются ростки «мягкой силы», народной дипломатии, о которых много говорится с различных трибун. Нередки отказы соотечественникам в поддержке тех или иных мероприятий, проектов на том основании, что они «несвоевременны» по политическим соображениям, что «могут навредить» отношению к Посольству России со стороны властей страны проживания. Подобная ситуация заложена фактом ведомственной подчиненности Россотрудничества. Понимая всю деликатность этого вопроса, участники слушаний выступают за максимальную ответственность Россотрудничества в работе государства с соотечественниками за рубежом, перенесении ее координации с внешней политикой на уровень Правительственной комиссии, возглавляемой Министром иностранных дел. И ухода, таким образом, от ситуации «у семи нянек дитя без глаза» в конкретных странах. 

Координация деятельности субъектов Российской Федерации, включившихся в работу с соотечественниками, не должна сводиться к подшиванию в одну книгу региональных программ. Регионы хотят участвовать в общем деле и ждут определенных указаний, на каком направлении их вклад будет более эффективным. К работе с соотечественниками готовы подключиться многие авторитетные общественные организации, остающиеся пока «на скамейке запасных», в частности, такие, как Ассоциация Героев России, Международная ассоциация фондов мира, руководители которых участвовали в слушаниях. Остается нерешенным вопрос о привлечении внебюджетных средств к реализации программ поддержки соотечественников. Не создана система моральных и материальных стимулов для инвесторов. Это еще одна задача координирующего органа. 

Непростым вопросом в выстраивании работы с соотечественниками является выбор партнерских организаций в среде диаспоры. На слушаниях прозвучал призыв проводить программы поддержки исключительно через одну, крупнейшую организацию соотечественников в каждой стране, но многие указали на опасность такого подхода, чреватого расколом и конфликтами. 

Важнейшим показателем для выбора партнеров в работе с соотечественниками, должна быть их деятельность по пропаганде ценностей Русского мира, по защите достоинства России и повышению, укреплению ее авторитета в странах проживания соотечественников. В настоящий период одним из актуальных критериев является позиция активистов, руководителей, организаций соотечественников по отношению к событиям на Украине и возвращению Крыма в Россию. 

Работа с диаспорой должна строится дифференцированно для дальнего и ближнего зарубежья. Необходимо также учитывать специфические для каждой страны проживания соотечественников особенности и события, требующие безотлагательной публичной реакции и безотлагательной помощи в проведении акций, приуроченных к ним, что не позволяет делать закрепленный в утвержденных планах перечень праздников, дозволенных для поддержки. Так, соотечественники-одесситы не получили поддержки на проведение мероприятий, приуроченных к годовщине трагедии 2 мая, как не получают поддержки наши соотечественники на Украине в своей борьбе против раскола православной церкви и уничтожения приходов Московского Патриархата. 

При всей важности проведения мероприятий и развития связей с активом русского зарубежья, эта деятельность не может и не должна заслонять необходимость принятия исполнительной и законодательной властью решений, направленных на базовые цели: борьбу за сохранение русского языка и привлечение к России всей массы наших соотечественников через процедуры их самоидентификации, особенно в странах ближнего (нового) зарубежья. 

Участники слушаний рекомендуют: 

Правительству Российской Федерации: 

- увеличить финансирование, усилить полномочия и ответственность Россотрудничества за работу с соотечественниками за рубежом; 

- резко увеличить квоты на обучение соотечественников из стран СНГ, Прибалтики, Грузии, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья в вузах Российской Федерации; 

- выделить и обеспечить особое направление в финансировании программ по поддержке Русского мира и позитивного имиджа России в мире, предусматривающее строительство и оборудование объектов недвижимости социального значения (школ, гимназий, филиалов вузов, больниц и госпиталей) в ближнем зарубежье; 

- с целью привлечения внебюджетных средств на финансирование программ поддержки соотечественников за рубежом разработать систему моральных и материальных стимулов для инвесторов, законодательно закрепив для них определенные преференции; 

- пересмотреть условия участия Российской Федерации в Программах содействия международному развитию, с целью сосредоточения российского вклада в постсоветских государствах, являющиеся объектами оказания помощи по данным Программам. Обеспечивать информационную поддержку гуманитарным проектам международных организаций, осуществляемых с российским участием, для транспарентности вклада России; 

- принять меры для обеспечения прав граждан Российской Федерации, проживающих в странах СНГ, на бесплатное медицинское обеспечение в соответствии с Межправительственным соглашением 1997 года; 

- проработать вопрос о внесении поправок в Договор между Россией и Эстонской республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения 2012 года для урегулировании вопроса об учете стажа гражданина России, проживающего в Эстонии, за годы его службы в Вооруженных силах СССР; 

- рассмотреть вопрос о выдаче бессрочного заграничного паспорта гражданам России старше 70 лет, постоянно проживающим за рубежом. 

Федеральному Собранию Российской Федерации: 

- внести поправки в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» для введения упрощенного порядка приобретения российского гражданства соотечественниками, проживающими за рубежом, в том числе: 

- дать право лицам, относящимся к соотечественникам в соответствии с Федеральным законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» на упрощенное приобретение гражданства без требований переезда на территорию России и отказа от иного гражданства; 

- участникам Государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей дать право на приобретение российского гражданства при наличии регистрации по месту пребывания на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для поселения; 

- для детей, родители которых имеют разное гражданство, одно из которых - российское, дать право на оформление российского гражданства по заявлению одного родителя - гражданина России, вне зависимости от места нахождения ребенка (на территории России или за ее рубежами); 

- вернуться к рассмотрению вопроса о выделении отдельного зарубежного одномандатного округа на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с учетом большого количества граждан России, постоянно проживающих за рубежом. 

Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации: 

- подготовить предложение для внесения изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемого указом Президента России, в отношении процедуры отказа «носителя русского языка» от имеющегося у него иного гражданства, заменив ее общими требованиями, которые предъявляются другим соискателям российского гражданства, указанными в пункте 10 названного Положения. 

Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом: 

- принять решение о пересмотре финансирования программ и проектов, осуществляемых структурами, работающими с соотечественниками за рубежом, с целью концентрации ресурсов на приоритетных для России проектах, имеющих целью изменение общественного мнения в странах проживания в отношении политики и действий России, с привлечением патриотически настроенных соотечественников, проявивших себя в ходе акций последнего года, связанных с событиями вокруг Украины; 

- активизировать работу по координации деятельности федеральных и региональных государственных и неправительственных структур, работающих по программам поддержки соотечественников, на основе оперативно вырабатываемых приоритетов, в соответствии с внешне- и внутриполитической обстановкой, в которой находится Российская Федерация; 

- решить вопрос о создании единого, постоянно пополняемого и корректируемого банка данных о российской диаспоре за рубежом. 

Россотрудничеству: 

- разработать программу по работе с российскими соотечественниками за рубежом, нацеленную на максимально эффективную работу по формированию дружественного России гражданского общества в зарубежных странах, с опорой на все имеющиеся интеллектуальные патриотические ресурсы как внутри, так и вне России; 

- пересмотреть квоты на обучение в Российской Федерации, сосредоточив их на нужды соотечественников в ближнем зарубежье; 

- шире привлекать российские неправительственные организации для проведения мероприятий по поддержке соотечественников в странах их проживания; 

- обеспечить соотечественникам, проживающих за рубежом, льготный режим пользования объектами, подведомственными Агентству, при проведении ими мероприятий, для занятий в секциях, кружках по интересам; 

Фонду Русский мир: 

- пересмотреть подходы в организации кабинетов русского языка за рубежом по подбору помещений и кадров, с тем, чтобы обеспечить их доступность для посещения широким массам населения и приоритетное право на работу в них представителям организаций российских соотечественников. 

Фонду поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом: 

- проанализировать деятельность открытых при содействии Фонда центров правовой помощи. Создать реестр данных центров, выработать критерии для оценки эффективности их деятельности, обеспечить долгосрочную поддержку эффективно работающих центров, снимая финансирование с тех, кто не отвечает критериям. 

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации: 

- активнее включаться в работу по поддержке российских соотечественников, проживающих за рубежом, организовывать свою деятельность на программной основе по опыту Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, координируя ее с федеральными программами по данному направлению. 

Средствам массовой информации, радио, телевидению: 

- широко освещать события в жизни российской диаспоры (всемирные конгрессы, международные тематические конференции, ассамблеи Русского мира), обеспечивать работу журналистов и съемочных групп на данных масштабных мероприятиях, собирающих соотечественников из всех уголков мира, для создания портфелей ауди- и видеоматериалов о жизни русского мира с целью создания циклов передач в российском и зарубежном эфире. 

Участники парламентских слушаний обращаются: 

- к российскому бизнесу и неправительственным организациям с призывом активнее включаться в программы поддержки соотечественников за рубежом, координировать свою работу в этом направлении через Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом; 

- к деятелям образования, литературы, театра, современной журналистики с просьбой обратить внимание на потребности русского мира за рубежом: 

- в знаниях о современных образовательных технологиях для сохранения русского языка у новых поколений российских соотечественников; 

- в знакомстве с современной русской литературой, театром; 

- в информации о жизни Русского мира в СМИ, интернете.


Источник: materik.ru

 

VestiNews
Люди,события,факты

http://vestinewsrf.ru/mezhdunarodnaya_panorama


3 500 000 рублей за квартиру с отделкой в 2 км от МКАД
КП "Американ Дрим". Готовые коттеджи бизнес-класса на Дмитровском ш.
Готовые офисы в аренду от 9000 руб. за м2
Отдых на российских курортах гарантирует отличное настроение
Узнай в каких районах Москвы выгоднее купить квартиру
Быстро устаете, не хватает сил? Проверьте щитовидку! Скидка 30%
Как вызвать зависть у соседей по даче? Закажите декоративный газон
1.2 млн руб. и Вы собственник дуплекса! Всего в 16 км от МКАД
Салон элитной итальянской плитки самых известных брендов
Ремонт своими руками! Легко! Отличный выбор материалов в Петровиче
Как всего за 2000 руб. проверить свое здоровье?
Газонокосилки, которые справятся даже с самыми сложными участками
Офисы в аренду: подземный паркинг, зоны отдыха, столовая зона
Хотите проверить здоровье? Забудьте об очередях и талонах! Мы ждем Вас
Консультация врача в платной клинике почти "даром"

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки