,
Последние новости 2024 Информационно развлекательный портал: новости факты события
Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков. (Конфуций)

Яндекс.Метрика

 

07.02.2020

Картины кисти Франца фон Штука

Картины Франца фон Штука завораживают и пугают, притягивают внимание и одновременно отталкивают – все благодаря тому, как достоверно и натуралистично изображал художник понятия отвлеченные, аллегорические, мифы и легенды. А еще – благодаря той нотке «истеричности», которую улавливал в его произведениях сам Карл Густав Юнг. И, разумеется, благодаря тому, что среди работ фон Штука преобладают картины с изображением обнаженного тела.

 

Франц Штук, сын мельника, символист

 

 

На самом деле приставка «фон» добавилась к имени Штука лишь в 1906 году, когда он получил дворянский титул.

А родился художник в простой семье – отцом его был баварский мельник. В 1878 году, в возрасте пятнадцати лет, мальчик, с малых лет испытывавший тягу к рисованию, отправился в Мюнхен учиться живописи.
Собственно академического образования Франц фон Штук не получил – несмотря на то, что после школы искусств он поступил в Мюнхенскую академию художеств, полного курса художник не прошел и многие навыки получал самостоятельно. Вдохновляли его работы символистов, прежде всего – Арнольда Беклина, швейцарского живописца и графика, изображавшего на полотнах удивительные вымышленные миры. Другим повлиявшим на фон Штука художником стал Франц фон Ленбах, с его портретами в реалистическом стиле. Сочетание натуралистичного изображения и потустороннего, мистического подтекста и позволяли удивлять зрителей эффектом от знакомства с произведениями фон Штука.

 

А. Беклин. Остров мертвых.

А. Беклин. Остров мертвых.



Идеи для картин поступали из мира фантазий и уводили зрителя в этот мир. Штук много и часто изображал разного рода демонов, ведьм, сфинксов и прочую нечисть, часто фигуры на его произведениях появлялись полуобнаженными или полностью лишенными одежды, что в эпоху господства в Европе викторианских ценностей было ново и скандально. И не только в этом дело – персонажи у фон Штука как будто живут своей жизнью, их позы, выражения лиц несут на себе отпечаток двусмысленности и надрыва.

Фигуры на картинах фон Штука обычно сохраняют неподвижность, но и в этой неподвижности как будто скрывается нечто мистическое и зловещее. Даже простые на первый взгляд сюжеты, даже портреты выходили у фон Штука полными иносказаний и двусмысленности. Именно такими представляются описанные в классической литературе оживающие персонажи картин – реалистичными и одновременно бесконечно далекими от обычного человеческого мира.

Ф. фон Штук. Мэри в шляпе в стиле бидермейер.

Ф. фон Штук. Мэри в шляпе в стиле бидермейер.



Нечисть и не только на картинах фон Штука


То, что создавал Франц Штук, к академической живописи отношения не имело, то был модерн. Немецкий художник, как и все модернисты, экспериментировал с новыми художественными техниками и разными жанрами.

Ф. фон Штук. Страж рая.

Ф. фон Штук. Страж рая.



В 1892 году несколько художников, включая Штука, объединились и создали Мюнхенский сецессион, ставший первым в череде таких же объединений по всей Германии. Члены сецессионов объявляли себя противниками консервативных взглядов на искусство, тех взглядов, что провозглашали и исповедовали существовавшие ассоциации художников. Идея была в том, чтобы пробовать в искусстве новое, свежее, смелое. В следующем, 1893 году прошла первая выставка сецессиона, на которой побывали около четырех тысяч человек, чтобы увидеть работы трех сотен художников-модернистов, включая и Франца фон Штука.

Тогда сенсацию произвела его работа под названием «Грех». На холсте художник изобразил почти полностью обнаженную женскую фигуру, и, как кажется на первый взгляд, ее прикрывает какая-то темная ткань. Но нет: присмотревшись, зритель понимает, что эту женщину – Еву – обвила змея, ее голова лежит на плече женщины, а глаза устремлены прямо на того, кто стоит перед картиной. Впоследствии Штук создал еще одиннадцать версий этого произведения.

Не следует, по всей видимости, искать в произведениях фон Штука глубокий философский смысл – художник не исследовал вопросы бытия и не искал смысл жизни, он лишь демонстрировал смешение внешней, физической красоты и красоты внутренней, духовной. При этом большое влияние на мировоззрение фон Штука оказывали труды Ницше, да и вообще идеи конца позапрошлого века о сверхчеловеке не могли не оказать влияние на творчество баварского художника.

Ф. фон Штук. Весна.

Ф. фон Штук. Весна.



В 1895 году он получил звание профессора Академии художеств, а в 1906 – дворянский титул, позволивший добавить почтительное «фон» к его имени.
Если на рубеже XIX-XX веков фон Штук был чрезвычайно популярен у ценителей модернистского направления в живописи, что отлично демонстрируют многочисленные повторы его собственных картин, то с ближе к Первой мировой войне и тем более после ее окончания популярность немца быстро сходила на нет. Мир изменился, картины воображаемых волшебных миров фон Штука уже не находили в сердцах зрителей нужного отклика и часто попросту казались неуместными; художник выходил из моды. Интерес к его творчеству возобновился уже в шестидесятые, вместе с возвращением популярности модерна.

Вилла художника


Из того, что рассказывали о фон Штуке его современники, складывается впечатление, что он стремился саму жизнь превратить в произведение искусства. Написав картину, фон Штук занимался рамой – которая становилась неотъемлемой частью картины и тоже произведением искусства.

А в 1898 году художник построил в Мюнхене дом, получивший название вилла Штука. Она стала в каком-то смысле отражением творческих взглядов художника: все на вилле было устроено согласно эскизам фон Штука. Главный фасад и интерьеры виллы украшали многочисленные скульптуры – к ним художник испытывал особенную любовь, недаром его картины, как правило, создавались на больших холстах.

Вилла фон Штука

Вилла фон Штука



Интерьер виллы

Интерьер виллы



Мебель дома фон Штука была создана по его собственным проектам. В 1900 году она удостоилась Золотой медали на Всемирной выставке в Париже. Позже к основному зданию была пристроена студия, а уже после смерти фон Штука, в 1968 году, вилла приняла первых посетителей в качестве музея.

Ф. фон Штук. Голова Медузы

Ф. фон Штук. Голова Медузы
 
    Добавить комментарий
    Введите код с картинки