И снится нам не рокот космодрома: Взгляд на SpaceX через призму предыдущих помпезных проектов
Пишет Martini
Лучший двигатель? Господь с вами! Ему же 60 лет! Да он ещё и одноразовый! И новых разработок нет! И вообще — заберите Рогозина себе, дайте нам Маска.
Честно говоря, надоело слушать. Потому и хочу показать другую сторону красивой картинки. Прежде чем начать предупреждаю: я не особо интересуюсь темой космоса, потому эта статья не о космосе, не о Рогозине и Маске, а о том, как в США делается бизнес, большой бизнес.
Компания SpaceX появилась в 2002 году, когда Маск продал свой предыдущий бизнес и вложился в космос.
«Чтобы продавались ёлки, смажь купюрами иголки.
Чтобы бизнес лучше шёл, смажь купюрой каждый ствол».
И Маск начал смазывать.
С 2003 года по 2014 суммы, заносимые в Конгресс и Сенат, увеличились на 4 000%, с 38 000 до 1 500 000 долларов.
Кроме того, Маск не упускал возможности лизнуть НАСА, а так же проплатить «каждый ствол». Маск заносил деньги Хиллари Клинтон и Бараку Обаме, старику Маккейну и Джорджу Бушу.
Как промежуточный итог, Маск получил от НАСА контракт на запуск ракет к МКС, но деньги в Конгресс заносить не перестал. Наоборот, начал носить ещё больше. К примеру, Дач Рупперсберг получил от Илона Маска почти 18 000 в 2014. Спросите, за что? Могу предположить, что Маск банально купил голос Рупперсберга, который топил за возрождение проекта «Констеллейшн».
Где «Констеллейшн»? Нету. Есть Маск с его многоразовыми кораблями. А зачем они нужны? О-о-о! Мы подошли к самому интересному.
В ноябре прошлого года Федеральная комиссия по связи (FCC) выдала Илону Маску разрешение на запуск 7 000 низкоорбитальных спутников, с помощью которых по всему миру можно запустить широкополосный Интернет.
В марте этого года компания Маска получила разрешение на запуск ещё 4 425 низкоорбитальных спутников в рамках программы Starlink.
Чтобы не говорили, что только Маску так повезло, уточню, что в общей сложности FCC выдала разрешение на запуск низкоорбитальных спутников 4 компаниям: SpaceX, Kepler Communications, Telesat Canada и LeoSat MA.
Но, в принципе, поклонники Маска могут начинать кричать «Слава Маску», но я ещё кое-что хочу уточнить.
Разговор опять же о деньгах.
Компания Morgan Stanley провела исследование, проанализировала запросы на космос и космический бизнес, и выдала прогноз, что нынешние 350 миллиардов прибыли от космоса должны превратиться в 1.1 триллиона к 2040 году, но получать доходы планируется с более приземлённых вещей, чем полёты на Марс.
В данный момент вложения в космос делятся таким образом:
Работа с наземным оборудованием — 33%
ТВ — 29%
Правительство — 25%
Другие — 13%
По прогнозам Morgan Stanley к 2040 году траты будут делиться следующим образом:
Работа с наземным оборудованием — 19%
Правительство — 17%
ТВ — 9%
Другие — 10%
Спутниковый Интернет — 37%
Широкополосный Интернет для потребителей— 8%.
Далее Morgan Stanley напоминает, что совместное детище Boeing-Lockheed — United Launch Alliance получал за запуск спутника 200 млн долларов. Сейчас запуск стоит 60 млн, а если использовать многоразовые ракеты, стоимость запуска снизится до 5 млн долларов. К тому же, выпуск спутников в больших количествах поспособствует снижению цены на спутник с 500 млн до 500 000 долларов.
Для тех, кто не понял схему.
Илон Маск — без сомнения талантливый человек, использовал ту же схему, что и «Локхид», «Боинг», «Рейтеон», «Нортроп» и ещё многие-многие...
Берётся дорогая и амбициозная проблема, предлагается недорогое её решение. Проплачиваются голоса сомневающихся и тех, от кого зависит принятие решения, и на руки получается заказ, гарантирующий прибыль.
11 000 спутников по 5 млн долларов — это сколько?
Что же касается романтики в виде полётов к звёздам, Лунам и Марсам...
Могу предположить, что будет дальше.
SpaceX будет запускать на низкую околоземную орбиту коммерческие спутники. Пользователи будут бурно радоваться, получая недорогой и быстрый Интернет. О звёздах и Лунах постепенно забудут — они далеко, а доступ в Сеть нужен современному пользователю круглосуточно.
Тем же, кто будет интересоваться датой начала полётов на Луну, конгрессмены и сенаторы, раскладывающие по карманам долю от коммерческих запусков, скажут: «Ну, не шмогла», а потом кто-нибудь ушлый представит новый помпезный и очень «выгодный» проект.
Шумиха, поднятая вокруг нового проекта, затмит проблемы старого, и старый проект покатится той самой дорогой, которой до него уже прошли: супер-радар Sea-Based X-Band Radar, Airborne Laser, Kinetic Energy Interceptor и т.д.
Если эти названия вам ничего не говорят, посмотрите на F-35. «Лучший в мире» самолёт уверенно идёт тем же путём.
Пишет Виктор Анисимов
Впору спросить Илона Маска, а не ошибся ли он. Это действительно, космический корабль для пилотируемых полётов? Или он создал нечто другое? Не совсем то что рекламирует.
Так выглядят противоперегрузочные кресла экипажа корабля Илона Маска.
Так выглядит противоперегрузочное кресло корабля "Союз" предназначенное для пилотируемого полёта.
Обратите внимание на ручку управления необходимую командиру корабля. В корабле Маска ничего подобного нет. Интересно, да?
Так выглядит катапультируемое кресло корабля "Восток".
Некоторая разница, не правда ли?
Илон Маск считает что эти кресла могут компенсировать перегрузку в 7G - 10G, возникающую при разгоне ракеты для выхода на орбиту до скорости 8 км. в секунду?
Пишут что корабль Илона Маска садится на своих двигателях.
Я конечно дико извиняюсь, но, при таком просторном просторном салоне о котором я писал вчера, места для двигателя, и топливных баков, просто нет.
Нет и сопла двигателя. Это просто посадочная капсула предназначенная для посадки с помощью парашюта.
Та красивая штуковина с крылышками, что сзади капсулы видимо и есть двигательный отсек, но так как он не имеет термозащиты, он не предназначен для входа в атмосферу, а предназначен для первичного торможения для схода с орбиты, и подлежит сбросу после выполнения этой функции.
Так что же всё таки создал Илон Маск? Реальный космический корабль для пилотируемых полётов, или очередную рекламную хрень под которую он получит свои очередные миллионы долларов?
Итак, Драгон приводнился на парашютах в Атлантический океан по традиционной для НАСА технологии, которая используется сей организацией вот уже почти что 60 лет. С 5 мая 1961 года, когда первый американский астронавт Алан Шепард совершив свой подскок на высоту 186 км. над планетой, также приводнился на парашютах в Атлантический океан.
Сенсации не получилось, технологического прорыва тоже. Ну, не называть же технологическим прорывом гламурного вида капсулу из композитных материалов сомнительной надёжности с шезлонгами пляжного типа вместо противоперегрузочных кресел для экипажа.
Маскофилы получили по своим умилённым мордам большой резиновой галошей. Хотя один прорыв надо отдать должное Илону Маску он всё таки совершил. Он разработал и внедрил оригинальную схему распила бюджетных средств выделенных ему на проектировку и постройку космического корабля нового типа.
Получил огромную кучу лярдов зелёненьких, и умудрился на эти огромные деньги построит вот это гламурное "чудо техники". Действительно гениальнейший человек, куда там до него нашим, доморощенным "пильщикам бюджета".
А теперь я дам ответ на вопрос: "Так что же всё таки построил Илон Маск?
Selisoto специально для МПШ по материалам из интернета
А всего лишь навсего рекламный полномасштабный макет, под который он теперь получит новое финансирование, и будет сей гламурный макет долго и упорно "дорабатывать", требуя всё новых и новых вливаний в сей весьма "перспективный проект".