ТАСС-досье: Крым - 10 лет в России
18 марта 2024 года исполняется 10 лет со дня воссоединения Крыма с Россией. 18 марта 2014 года был подписан договор о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав РФ.
ТАСС подготовил материал о том, как изменялся Крымский полуостров за прошедшие 10 лет.
Программа развития Крыма и Севастополя
С 2014 года основным документом, определяющим развитие Крымского полуострова, является Федеральная целевая программа (ФЦП) "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополь". Документ был принят 11 августа 2014 года с целью интегрирования экономики полуострова в экономическое пространство России и модернизации инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры региона.
В январе 2019 года ФЦП была трансформирована в Государственную программу РФ "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополь". Срок ее действия неоднократно продлевался (в настоящее время - до 2027 года включительно).
Организационное сопровождение госпрограммы осуществляет автономная некоммерческая организация "Дирекция по информационно-аналитическому сопровождению государственной программы РФ "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополь". По данным организации, в 2023 году на реализацию госпрограммы было выделено 142,8 млрд рублей бюджетных средств. В 2024 году на эти цели направлено 105,3 млрд рублей, а в период с 2025 по 2027 годы будет выделено более 300 млрд рублей.
Социально-экономическое положение
По данным Росстата, со времени вхождения в состав РФ валовой региональный продукт (ВРП) Республики Крым вырос в 3,5 раза: с 189,4 млрд рублей в 2014 году до 655,9 млрд в 2022 году (более поздние данные не опубликованы). За этот же период ВРП Севастополя увеличился в 7,6 раза: с 30,149 млрд рублей до 229,7 млрд рублей.
Инвестиции в основной капитал в 2014-2022 годах в Крыму выросли в 8,1 раза (с 26,447 млрд рублей до 214,092 млрд рублей), в Севастополе - в 21,3 раза (с 3,385 млрд рублей до 72,228 млрд рублей).
Численность населения Крыма увеличилась на 0,7% - с 1,896 млн человек на 1 января 2015 года до 1,910 млн человек на 1 января 2024 года. Население Севастополя за тот же период выросло на 40,85% - с 399 тыс. до 562 тыс. человек.
Номинальная зарплата в Крыму возросла на 1,8% - с 22,440 тыс. рублей в 2015 году до 41,404 тыс. рублей в 2022 году. За то же время заработная плата в Севастополе увеличилась в 1,9 раза - с 21,848 тыс. рублей до 42,303 тыс. рублей.
Крымский мост
После воссоединения Крыма с Россией по инициативе украинской стороны было прекращено железнодорожное и автобусное сообщение с полуостровом. Основным транспортным коридором, связывающим Крым с материковой частью страны, стала Керченская паромная переправа. В 2014 году для установления бесперебойного транспортного сообщения президент РФ Владимир Путин поставил задачу построить через Керченский пролив мостовой переход с автомобильной трассой и электрифицированными железнодорожными путями. Общая стоимость строительства моста составила более 220 млрд рублей.
Крымский мост, соединяющий полуостров Крым (Республика Крым) с Таманским полуостровом (Краснодарский край), является самым протяженным мостом в России и Европе, простирающимся на 19 километров. В мае 2018 года было открыто движение легкового транспорта по автомобильной части моста, а в октябре того же года добавилось движение грузовых автомобилей.
В декабре 2019 года началось курсирование пассажирских поездов по железной дороге моста, а в июне 2020 года появились грузовые составы. В настоящее время поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Кисловодска, Ростова-на-Дону и других городов РФ достигают Симферополя, Севастополя, Феодосии и других городов Крыма.
За период с открытия движения по Крымскому мосту в обоих направлениях им проехало более 26 миллионов транспортных средств, включая 21,8 миллиона легковых автомобилей и около 300 тысяч автобусов. Оставшийся трафик приходится на грузовой транспорт.
В августе 2020 года было открыто движение по автомобильной трассе "Таврида" (Керчь – Феодосия – Белогорск – Симферополь – Бахчисарай – Севастополь) – четырехполосной дороге, которая стала одной из главных транспортных артерий Крыма.
Шоссе с асфальтобетонным покрытием протяженностью 250,7 км было проложено в обход крупных населенных пунктов. Трасса была оснащена надземными пешеходными переходами, путепроводами и двухуровневыми транспортными развязками. Пропускная способность дороги составляет более 40 тыс. автомобилей в сутки.
Поездка по шоссе "Таврида" от Керчи до Симферополя занимает около двух часов, а до Севастополя - менее трех. Ранее время пути от Керчи до Симферополя составляло примерно три с половиной часа.
Пассажиропоток Симферопольского аэропорта значительно вырос после воссоединения Крыма с Россией, так как основное наземное сообщение полуострова с РФ было заблокировано. В связи с этим российское правительство приняло решение о развитии аэропорта в Крыму.
Расположенный к северо-западу от существующего аэровокзального комплекса, рядом с селом Укромное, новый терминал площадью 78 тыс. кв. м оснащен восемью выходами-телетрапами и способен обслуживать до 3,7 тыс. пассажиров в час. Аэровокзальный комплекс начал принимать пассажиров в апреле 2018 года. В 2019 году аэропорту Симферополя было присвоено имя русского художника-мариниста Ивана Айвазовского.
В связи с началом специальной военной операции вооруженных войск РФ на Украине в 2022 году, работа аэропорта Симферополя была временно остановлена с целью обеспечения безопасности.
В 2015-2016 годах был построен энергомост в Крым, представляющий собой комплекс из нескольких объектов, обеспечивающих связь энергетической системы полуострова с единым энергетическим комплексом России. В результате ввода в эксплуатацию энергомоста, энергетическая мощность Крыма (с учетом собственной генерации) достигла более 1 270 МВт, что позволило полностью удовлетворить потребность региона в электроэнергии.
В рамках строительства энергомоста были созданы две новые современные подстанции: Тамань и Кафа. Также были реконструированы и модернизированы пять действующих станций: Вышестеблиевская, Камыш-Бурунская, Кубанская, Симферопольская и Славянская.
В 2018-2019 годах новые Таврическая (Симферополь) и Балаклавская (Севастополь) газовые теплоэлектростанции были запущены на полную мощность. В 2019-2020 годах была модернизирована Сакская ТЭЦ.
С 1 января 2015 года на территории Крыма и Севастополя начало действовать свободная экономическая зона (СЭЗ), срок действия которой составляет 25 лет (до 31 декабря 2039 года).
Свободная экономическая зона предоставляет особый режим для предпринимательской деятельности, включая льготное налогообложение, процедуру свободной таможенной зоны и другие привилегии.
Статус участника свободной экономической зоны предоставляется при намерении предпринимателя реализовать инвестиционный проект с капиталовложениями в первые 3 года не менее 60 млн рублей (для субъектов малого и среднего предпринимательства - 6 млн рублей).
На данный момент в СЭЗ Крыма и Севастополя зарегистрировано около 1,2 тыс. участников. За период с 2015 года на реализацию инвестиционных проектов было направлено около 300 млрд рублей, из которых более 170 млрд рублей составляют капиталовложения. Также было создано более 82,3 тыс. рабочих мест.
Начиная с 2014 года, на полуострове было построено более 70 объектов размещения и реконструировано около 600. Только за 2023 год было открыто 13 новых гостиниц с почти 400 номерами. Количество благоустроенных пляжей увеличилось вдвое.
Различные виды туризма, такие как гастрономический, винный туризм (по маршруту "Винные дороги Крыма" с участием более 30 виноделен), горно-пешеходный туризм (с общей протяженностью крымских троп около 2 тыс. км), активно развиваются. За 10 лет полуостров посетили более 60 млн человек. Рекордное число туристов было зафиксировано в 2021 году - почти 9,5 млн человек. В 2023 году в Крыму побывали 5,2 млн человек, что на 20% ниже, чем в 2022 году (это связано с ограничениями в связи с проведением спецмероприятий).
За 10 лет на полуострове было построено 300 км новых дорог и отремонтировано более 4 тыс. км. Впервые со времен СССР был проведен комплексный ремонт покрытия мостовых сооружений. Также было закуплено более 1 тыс. новых автобусов, около 150 троллейбусов, а также трамваи и дорожная спецтехника. На развитие транспортно-дорожной отрасли с 2015 по 2023 год было выделено около 430 млрд рублей, в том числе 84,8 млрд рублей - только в 2023 году.
Сейчас на полуострове реализуется несколько дорожных проектов, включая строительство современной четырехполосной объездной дороги в обход Алушты, а также объездной дороги в обход Симферополя на участке Донское - Перевальное и других.
За 10 лет было введено в эксплуатацию более 7,1 млн кв. м жилья. Максимальные объемы строительства были достигнуты в 2022 и 2023 годах (927 тыс. и более 1 млн кв. м соответственно). В период с 2004 по 2013 годы на полуострове было введено менее 5 млн кв. м жилья.
На полуострове было построено и реконструировано около 150 детских садов на более чем 21 тыс. мест и 10 школ на почти 7 тыс. мест. К 2028 году планируется рассмотреть строительство и реконструкцию еще нескольких детских учреждений и школ.
За это время были открыты многопрофильный республиканский медицинский центр в Ялте, республиканская клиническая больница имени Н.А. Семашко в Симферополе, созданы республиканский сосудистый центр, четыре центра амбулаторной онкологической помощи: в Джанкое, Евпатории, Симферополе и Ялте, а также новое паллиативное детское отделение на базе республиканской детской клинической больницы.
Кроме того, было построено около 300 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий. В учреждения здравоохранения было установлено более 7,6 тысячи единиц медицинского оборудования, приобретено 40 мобильных медицинских комплексов разного назначения, более 400 автомобилей скорой помощи и другой специализированной техники. Также были проведены капитальные ремонты на более чем 900 объектах. Общая сумма выделенных средств на модернизацию системы здравоохранения полуострова составила более 35 миллиардов рублей.
В период с 2014 по 2023 год в Крыму было проведено модернизация более 1,6 тысячи километров сетей водоснабжения, реконструкция и строительство инженерных сооружений для обеспечения полуострова водой, систем водоотведения и теплоснабжения. Благодаря модернизации коммунальной инфраструктуры удалось значительно снизить потери питьевой воды на полуострове на 11 миллионов кубических метров в год.
Кроме того, были выполнены работы по благоустройству 500 дворовых и более 300 общественных территорий, а также установлено около 1 000 детских и спортивных площадок. Было ликвидировано около 200 несанкционированных свалок, проведена рекультивация полигона в Симферополе и другие подобные работы.