Павел Шипилин: Польский банан на пути «Северного потока»
Пишет Павел Шипилин
В чем именно состоит сенсация, я, признаться, так и не понял. Дело в том, что согласно Конвенции ООН по морскому праву, граница
территориальных вод — это, по сути, линия на карте, повторяющая береговую линию прибрежного государства, проходящая по воде на расстоянии 12 миль от берега (Раздел 2). Таким образом, одно государство может чисто теоретически уступить свои территориальные воды другому только в том случае, если они пересекаются — например, у побережья одной страны находится остров, принадлежащий другой.
Но у Дании с Польшей такого спора нет — датский остров Борнхольм, мимо которого проходит «Северный поток – 2», находится довольно далеко. Однако датская газета Politiken действительно сообщила 8 марта сообщила о некоем соглашении между Копенгагеном и Варшавой, благодаря которому укладку трубопровода можно затормозить, как просят американцы.
В конце поста я размещаю карту из статьи, чтобы стало более-менее понятно, в чем суть новости.
Первоначально маршрут второй очереди «Северного потока» повторял маршрут первой. Однако под давлением США Дания заупрямилась и разрешение не выдала (хотя сама просила проложить трубопровод именно здесь, поскольку страна на этом зарабатывает).
Поэтому сегодня Россия и Германия рассматривают в качестве альтернативного варианта укладку газопровода к северу от Борнхольма. Как мы видим, этот маршрут минует чьи-либо территориальные воды, поэтому на него не требуется разрешение.
Теперь Дания предлагает подать заявку на третий вариант — к югу не только от острова (на карте линия обозначена черным цветом), но и от своих территориальных вод. Новый маршрут должен пройти через так называемый «польский банан», спорную зону, которая через несколько месяцев вроде бы будет отдана Польше.
Полагаю, речь идет об исключительной экономической зоне, на которую распространяются другие правила. Согласно статье 87 Конвенции по морскому праву, здесь можно прокладывать трубопроводы без разрешения, но государство-владелец чисто теоретически может этому воспрепятствовать. Во всяком случае, Польша наверняка попробует, в то время как Дания большого желания судиться с Россией явно не испытывает.
Однако буквально вчера появилась информация, что «Газпром» может оказаться хитрее поляков, американцев и датчан, вместе взятых.
Британская Financial Times сообщила, что компания-оператор Nord Stream 2 AG рассматривает возможность выделения последних 50 км газопровода в отдельную компанию. По данным газеты, реализация такой возможности подорвет планы Евросоюза.
Согласно плану, компания будет владеть и управлять небольшой частью подводного трубопровода в немецких территориальных водах. Остальная часть «Северного потока – 2» (почти 1,2 тыс. км) по Балтийскому морю будет вне юрисдикции ЕС. FT пишет, что план противоречит «усилиям ЕС по диверсификации источников энергии».
Более того, немецкая Handelsblatt добавляет, что владельцем 50-километровой трубы может стать компания Gascade, которая сегодня строит сухопутное продолжение «Северного потока – 2» — 480-километровый газопровод EUGAL. «Практическая реализация может быть осуществлена таким образом, что EUGAL, который уже строится и намеревается принять природный газ из трубопровода Nord Stream 2 с побережья, будет продлен на несколько километров в Балтийское море», — пишет газета.
А я-то думаю, почему «Газпром», не обращая внимания на инсинуации европейских противников «Северного потока – 2», продолжает его усиленно строить.
Оказывается, давно готов элегантный вариант, при котором нынешние трудности будут преодолены одним махом. Во всяком случае «польский банан» уж точно не в состоянии помешать строительству нашего газопровода.
Разумеется, я все равно буду держать руку на пульсе, периодически радоваться, как сегодня, а потом расстраиваться, когда замаячит новая проблема. Впереди нас ждут провокации у Крымского моста, новые «отравления» Скрипалей и другие козни американцев.
Соединенные Штаты не успокоятся, пока по «Северному потоку – 2» не потечет газ.
Да и я тоже. политикус