Печальное будущее украинской газотранспортной системы
«Северный поток-2» почти достроен, остались считанные километры и тогда начнётся тестовое заполнение системы газом. А к концу года, скорее всего, состоится запуск газопровода Правда, тут у Украины случилась новая «перемога», связанная с тем, что по решению суда в Дюссельдорфе газопровод не выведут из европейской энергетической директивы, но на самом деле эта «перемога» очень сомнительна.
Во-первых – её будут опротестовывать, и шансы на положительное решение суда достаточно высоки, а во-вторых – даже по существующим европейским правилам газопровод будет работать на 50 процентов от своей максимальной пропускной способности, что в комплексе с первым «Северным потоком», а также южной газопроводной системой, идущей через Турцию на Балканы, так или иначе оставляет Украину либо вовсе без транзита, либо с минимальной прокачкой, доходы от которой позволят в лучшем случае обслуживать саму украинскую ГТС.
Кстати, с ней всё очень плохо. Украинская «труба», да и вся инфраструктура, находятся в очень плохом состоянии. За всё время независимости Украины власти страны лишь сосали с газопровода очень хорошие деньги, но совершенно ничего не вкладывали в его модернизацию и даже поддержание в приличном состоянии.
Сам газопровод, компрессорные станции, построенные ещё в советское время, по факту находятся в предаварийном состоянии.
И для того, чтобы привести всё в порядок необходимы огромные деньги, которые Украине и не снились. В бюджете таких денег нет, а инвесторы не особо спешат вкладываться в такой сомнительный актив, как украинская ГТС. Да не то, чтобы вкладываться – ГТС хотели попросту продать с молотка, за не особо большие деньги, но покупателей не нашлось. Ну вот нет таких дураков. Про украинскую ГТС всё прекрасно понимают и в Европе. Транзит одного из основных энергоносителей для Европы через территорию Украины – крайне рискованное дело.
Во-первых – риск технический, большая вероятность того, что ГТС попросту выйдет из строя. Если это случится зимой Европу ожидают очень большие проблемы. Во-вторых – риски политические. Несмотря на всю проукраинскую риторику, в Евросоюзе отдают себе отчёт, что политическая ситуация на Украине крайне нестабильна. В случае какого-либо очередного переворота, особенно неонацисткого, Европа так же сильно рискует остаться без газа.
И риски эти далеко не призрачные. Кстати, Европа уже столкнулась с приличным дефицитом газа. Биржевые цены на топливо сейчас бьют все рекорды, а времена для этого не очень удачные, так как европейская экономика с большим трудом восстанавливается после коронавирусных ограничений. Альтернативных поставщиков газа, о которых так много говорили, не появилось. Американский СПГ, или газ с Северного моря, который будет поставляться в Польшу по ещё одному, строящемуся сейчас газопроводу, проблему никак не решает. Получается, что газу из России альтернативы сейчас просто нет и не будет ещё очень долго, несмотря на заверения Ангелы Меркель, что Европа через четверть века сможет отказаться от российского газа.
Скорее всего – это лишь популистская риторика, направленная в том числе и на то, чтобы хоть как-то поддержать Украину. Потому что реальной помощи Германия, или другие страны предложить Украине не могут. Совет развивать «зелёную энергетику» очень хороший, но немного издевательский, ибо для этого нужны огромные инвестиции, а Германия готова проспонсировать этот проект лишь на миллиард евро.
Украинской энергетике это никак не поможет, но зато ещё немного обогатит украинский олигархат, так как эти деньги неминуемо будут разворованы. Украинские мечты о том, чтобы использовать свою ГТС для транспортировки водорода — тоже чистейшей воды прожект, который осуществить никак невозможно.
Для производства водорода нужны серьёзные промышленные мощности, которых нет и для постройки которых опять же понадобятся огромные деньги. И, конечно же, такой камень преткновения, как техническое состояние украинской «трубы», которая попросту никогда не будет готова для прокачки водорода, который является куда более взрывоопасным, чем природный газ.
Существование украинской газотранспортной системы имеет смысл только при прокачке достаточно больших объёмов газа, в противном случае «труба» неминуемо превращается в актив с отрицательной стоимостью. Даже если случится чудо и Украина будет согласна закупать газ для себя в России, этих объёмов всё равно не хватит, чтобы оплатить обслуживание ГТС, которое с каждым годом становится всё дороже из-за плачевного технического состояния.
Есть ли у украинской ГТС в таких условиях будущее? Разве что в виде металлолома. Да и в этом случае она будет убыточной, ибо её утилизация потребует огромных затрат, которые никак не окупятся ценой металла. И почему-то совершенно нет жалости по этому поводу. Потому что Украина сама сознательно сделала свой выбор. За который расплачиваться придётся всей страной.
news-front