Саммит несогласных
В Брюсселе состоялся очередной саммит глав государств и правительств Европейского союза, посвященный двум внутренним кризисам: энергетическому и бунту Польши против верховенства союзного законодательства. Саммиту предшествовало обсуждение вопроса Польши в Европарламенте: ранее Конституционный суд страны принял решение о верховенстве польского права над законодательством ЕС. Достоянием гласности стали аргументы сторон конфликта. По словам председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, верховенство общесоюзного права — это клей, скрепляющий ЕС. Если вспомнить аналогичный «парад суверенитетов» в СССР, начавшийся с провозглашения верховенства законодательства республик над общесоюзным, то слова главы Еврокомиссии об угрозе для ЕС не покажутся преувеличением.
Однако слова, как известно, сотрясают воздух, а не собеседника, и, согласно американской поговорке, добрым словом и револьвером вы можете добиться большего, чем одним только добрым словом. «Пистолет», приставленный фон дер Ляйен к голове Польши, — лишение Варшавы права голоса в Евросовете; взимание ежедневных штрафов до устранения всех нарушений; заморозка выплат средств из фондов ЕС.
Прецедент наложения штрафа на Польшу уже имеется: в сентябре суд ЕС приговорил Польшу к выплате 500 тыс. евро ежедневно, пока Варшава не выполнит решения ЕС о прекращении добычи угля на шахте «Туров», расположенной на границе с Чехией. Отстаивать позиции Варшавы в Европарламенте отправился премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Очевидно, что президент Польши Анджей Дуда (в сентябре отказавшийся от встречи с канцлером ФРГ Ангелой Меркель в ходе ее визита в Варшаву) решил теперь таким образом «наказать» и Европарламент. В выступлении польского премьера, по сути, не содержалось аргументов в защиту его позиции, а были лишь негативные эмоции и заявление о неприятии «шантажа» со стороны ЕС. В результате Европарламент 502 голосами «за» при 153 «против» принял резолюцию с требованием к Еврокомиссии и Совету ЕС приостановить финансирование Польши из фонда ЕС по восстановлению экономики и начать разбирательство в отношении Варшавы.
На саммите ЕС продолжилось обсуждение польского вопроса, но быстро выяснилось, что жестких решений в отношении Варшавы принято не будет. Меркель оказалась необидчивой и призвала к диалогу и высказалась против санкций в отношении Польши. С требованием немедленных санкций выступили премьер-министр Нидерландов Марк Рютте и его коллега из Бельгии Александр де Кро. В защиту Польши высказались руководители стран, сами давно испытывающие терпение ЕС и не желающие создавать прецедент наказания за непослушание: премьер-министр Словении Янез Янша и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Попытка Меркель «замести под ковер» разногласия имеют под собой рациональные корни: на президентских выборах 2020 года в Польше непокорный Дуда опередил проевропейского Рафала Тшасковского всего на 2% голосов избирателей. Таким образом, по мнению Меркель, незачем выталкивать Польшу из ЕС, а следует подождать, когда чаша весов качнется в обратную сторону.
Что касается вопроса об энергетическом кризисе, который неожиданно для руководителей ЕС возник в государствах Союза, единства в методах его решения было продемонстрировано еще меньше. По итогам саммита ЕС было поручено «срочно подготовить пакет мер для краткосрочной помощи наиболее чувствительным клиентам и поддержать европейские компании». Но еще накануне правительство Франции решило заморозить цены на газ для потребителей и выплатить по 100 евро 39 млн человек, пострадавшим от роста цен на газ и электричество. Темой для дискуссий в рядах лидеров стран ЕС стали причины катастрофы, когда большинство жителей Евросоюза оказались не в состоянии пользоваться привычными благами цивилизации XX века. В этом случае Меркель сочла нужным осадить представителей Польши, настаивавших на том, что в кризисе виновата Россия: она задолго до саммита ЕС подтвердила, что «Газпром» выполняет все свои обязательства по контрактам.