Торговую политику США ждет частичная перезагрузка при Байдене
Джо Байден будет более последовательным в своей политике
Администрация избранного президента США Джо Байдена займет более умеренную и зрелую позицию в международных делах и будет, несомненно, более взвешенно подходить к вопросам международной торговли, но крутой разворот политики по Китаю очень маловероятен. Риторика сменится, но, скорее всего, новая администрация будет предъявлять Пекину те же претензии, что и предыдущая.
Какими будут отношения США с другими странами в ближайшие четыре года? Нельзя отрицать, что восприятие Соединенных Штатов на международной арене уже изменилось после выборов, и, несомненно, они отойдут от воинственной риторики, свойственной правлению Дональда Трампа. В первые месяцы главной заботой новой администрации будет не торговая политика, а возрождение экономики после пандемии; но торговые соглашения и таможенные пошлины будут второй в списке главных проблем, стоящих перед избранным президентом. Мы уверены, что администрация Байдена займет в международной политике «джефферсоновскую» позицию (как и администрация Обамы), будет предпочитать многосторонний подход и стремиться к воссоединению с Европой. Торговая политика будет в основном направлена на Китай, где Байден продолжит предъявлять тот же список претензий, что и администрация Трампа.
Каковы ожидания от торговой политики США при президенте Байдене по пяти главным темам: ВТО и ее апелляционный орган, изменение климата и его включение в торговую политику, таможенные пошлины, торговые отношения с ЕС и Китаем?
- ВТО: При администрации Трампа США пренебрегали правилами ВТО, не соблюдали законные ограничения международной торговли и принимали односторонние меры для защиты собственных интересов. Сомнения в возможности ВТО эффективно решать торговые споры не исчезнут там в один день, но администрация Байдена, с ее более традиционным подходом, скорее постарается преобразовать организацию изнутри. Это со временем оживит ВТО и ее апелляционный орган, а также обеспечит максимально возможную стабильность, предсказуемость и свободу торговых потоков.
- Изменение климата: В ближайшие четыре года проблема изменения климата будет в центре американской политики по торговле и обеспечению национальной безопасности. Ожидается, что в начале 2021 г. США вновь вступят в Парижское соглашение по климату. Избранный президент уже пообещал усилить давление на другие страны, чтобы они ставили себе в этой области более масштабные задачи. При необходимости он собирается применять экономические рычаги (скорее имеется в виду предоставление помощи на развитие, чем, например, таможенные пошлины). Впервые в истории все три главные силы мира – США, Евросоюз и Китай – займут одинаковую позицию по глобальной климатической проблеме, что может позволить добиться конкретных результатов уже в ближайшем будущем.
- Таможенная политика (в целом): В отношении таможенных пошлин политика Байдена будет отличаться от трамповской. Администрация Байдена, вероятно, будет стараться воздерживаться от прямых угроз пошлинами и примет более взвешенный подход к достижению своих целей. При сильно разделенном Конгрессе (так как республиканцы, по-видимому, сохранят контроль над Сенатом) у новой администрации будет значительно меньше возможностей для маневра в этой области. Конгресс склоняется к тому, чтобы вернуть себе главенство в таможенной политике и, как минимум, подвергать усиленному контролю все меры, связанные с национальной безопасностью.
- Пошлины на сталь и алюминий: Закончится искусственная торговая война с Европой, что означает отмену пошлин на алюминий и сталь, а также снятие угрозы введения пошлин на автомобили. Это необходимый шаг для укрепления трансатлантических взаимоотношений и создания международного фронта борьбы с торговыми практиками Китая. Во время избирательной кампании Байден подтвердил готовность немедленно посоветоваться с союзниками США, чтобы решить будущее американских пошлин на китайские товары в порядке коллективного давления на Китай. Нетрудно будет собрать коалицию стран, недовольных тем, как Китай использует лазейки в правилах ВТО для недобросовестной конкуренции с иностранными компаниями. В отличие от трамповской администрация Байдена понимает, что США могут эффективнее защищать свои интересы с помощью союзов и многосторонних действий, чем через односторонние инициативы и враждебность по всем направлениям. Со временем этот новый подход может принести Пекину гораздо больше сложностей.
- Китай: Обе основные политические партии в США согласны друг с другом в необходимости стратегического противостояния Китаю и сдерживания его амбиций. Поэтому мы не ждем, что Байден отменит наложенные Трампом пошлины на китайские товары; по крайней мере, в первое время эти пошлины и январское торговое соглашение «первой фазы» сохранятся. Если незаконченное V-образное восстановление экономики Китая продолжится, то закупки китайских товаров будут расти, а это еще одна причина поддерживать торговое соглашение «первой фазы», по которому Китай должен купить американских товаров и услуг на $200 млрд. В отношении Китая Байден более или менее солидарен с Трампом, а значит, он предъявит Пекину примерно тот же список претензий. Главное отличие в том, что он будет действовать здесь в тесном сотрудничестве с ЕС, Японией и Австралией. Мы ожидаем, что отношения с Китаем в следующие четыре года будут одной из главных тем торговой политики; будет усиливаться контроль за китайскими субсидиями и нерыночными практиками. Риторика, несомненно, сменится, но напряженность останется очень высокой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции VTimes.