Якеменко: Очередной требование Азербайджана к Армении отдать территории именно «очередное» ибо конфликт не кончится никогда
Очередной требование Азербайджана к Армении отдать территории именно «очередное» ибо конфликт не кончится никогда, либо кончится, когда Азербайджан захватит всю Армению. Да и тогда вряд ли.
В советское время была изобретена единственная действенная форма гражданского мира в национальных республиках. Заключалась она в 1) наличии «старшего брата», к которому всегда можно было апеллировать и который мирил 2) наднациональной государственной идеологии, в центре которой стояли интересы «советского человека» (выпячивание национальной составляющей считалось пагубным для единства советских людей – именно поэтому на памятнике в Бабьем Яру было написано, что здесь погибли не евреи, а советские люди) 3) Финансовая и экономическая политика, задача которой была вливать деньги в республики и поддерживать республиканские экономики (именно поэтому понятие приезжего безработного «мигранта» не существовало – все оставались по своим республикам, так как уровень доходов и возможностей был по стране одинаков и безработицы не было) 4) Поддержка культуры и традиций, что приводило к поддержанию высокого уровня национального самосознания и человеческого достоинства, не позволяющего видеть в побоище единственный действенный способ решения конфликтов.
Конфликт Армении и Азербайджана во многом вызван тем, что ни одно из этих условий не может быть сегодня соблюдено. После распада СССР все республики начали утверждать исключительность своего национального пути только через отталкивание, смакование своих потерь, своей жертвенности и страданий, через искусственное удревнение корней и присвоение чужих предков и историй. Населению стали прививать мысль о том, что «теперь мы должны непрерывно не столько жить, сколько бороться за свою независимость/язык/историю/свободу/государственность/право торговать и торговаться».
Утрата культуры, естественным образом произошедшая в результате перманентной борьбы за свободу, привела к оборонительному мышлению, результатом которого стало то, что «мы должны быть готовы воевать». Единственной формой взаимодействия с другими стал конфликт, война, что характерно для несформированных, политически неразвитых, утративших культуру обществ (именно поэтому невозможно понять, кто первый начал – это неважно, войны такие общества не объявляют, в них сползают, потом долго находятся, а когда все кончается, не оказывается победителей – все жертвы).
А ведь мигранты сегодня работают на россиян, а не наоборот, в том числе и потому, что значительная часть последних до сих пор неплохо образована, знает и ценит «Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве», Пушкина, Лермонтова, Чехова. А первые утратили ментальную, духовную, религиозную связь с Хайямом и Рудаки, Низами и Саади, Навои и Махтумкули, Агахи и Хафизом. А когда за тобой никто не стоит из великих, когда слово, текст, имя не действуют, остается только драка, которая уравнивает всех – богатого и бедного, дурака и умного, армянина и азербайджанца – ведь фингалы национальности не имеют и раны у всех одинаковы.
И некому прийти на помощь – старшего брата нет, но зато есть хитрый и сильный сосед типа Турции, которой затхлый дух давно помершей Высокой Порты ударил в голову и она готова поиграть в имперскость, а заодно и укусить Армению (тоже мне великая держава, которая при любой возможности готова резать мирных людей). Есть Россия, которая держит нейтралитет и делает заявления, так как еще помнит, что такое дипломатия и международное право. И есть с одной стороны великие Хабиби и Насими - с другой Нарекаци и Шнорали. Вот на их языке и стоит вести спор. Но этот язык давно забыт.