Чем прославился суровый отец гениального кукольника Сергея Образцова
Купеческий сын
В начале июня 1874 года в Николаеве в семье купца третьей гильдии Николая Образцова случилось радостное событие – на свет появился сын Владимир. Правда, судьба отмерила Николаю Образцову недлинную жизнь, он скончался, когда наследнику едва исполнилось шесть лет. Но с уходом главы семья не бедствовала, так как у мамы была собственная шляпная мастерская, причём весьма успешная.
Маленький Володя учился блестяще, а по окончании Николаевской гимназии был даже награждён золотой медалью за выдающиеся успехи в учёбе. И с лёгкостью поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, который окончил в 1897 году с дипломом инженера-железнодорожника.
И вся его дальнейшая жизнь была связана с железной дорогой.
Беспримерная увлечённость любимым делом Владимира Николаевича и желание, как бы это пафосно не звучало, приносить пользу обществу, сделало из него выдающегося учёного. Выходец из купеческой семьи стал проектировать железные дороги, заниматься наукой и преподавательской деятельностью.
Сразу после получения диплома он работал на строительстве железных дорог, а уже спустя четыре года получил место преподавателя на кафедре начертательной геометрии и черчения в Московском инженерном училище. Но при этом продолжал служить инженером, занимая должность инженера техотдела Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Стоит отметить, что первым самостоятельным проектом Владимира Образцова стало переустройство станции Иваново, ставшей крупным транспортным центром.
Правда, в 1905 году его уволили за участие в забастовке, и лишь спустя восемь лет он возобновил сотрудничество с казёнными железными дорогами и стал консультантом Министерства путей сообщения по ряду проектов крупных железнодорожных станций. И именно по инициативе Владимира Образцова в Москве открылось новое учебное заведение – среднее строительное училище, которое с годами вырастет до Московского инженерно-строительного института.
На благо страны
Владимир Николаевич любил свою профессию по-настоящему и видел в ней смысл своей жизни. Он не ограничивался только одним видом деятельности. Владимир Образцов не только преподавал, разрабатывал проекты станций и узлов по всей стране, писал научные труды, но ещё занимался исследовательской деятельностью, проводя много времени в экспедициях, а не довольствуясь представленными результатами разработок подчинённых.
Он активно участвовал в разработке проектов Северо-Печорской железнодорожной магистрали, лично руководил изысканиями железнодорожной линии Усть-Сысольск – Ухта. А ещё занимался организацией сортировочных работ и разрабатывал схемы эффективного взаимодействия всех служб железной дороги между собой и их коммуникацией с другими видами транспорта.
Владимир Николаевич занимал высокие должности в Наркомате путей сообщения, но никогда не оставлял занятия наукой, инженерную и преподавательскую деятельность. Он был профессором сначала в Московском институте гражданских инженеров, после – в институте инженеров железнодорожного транспорта, где возглавил созданную им самим кафедру «Станции и узлы», а затем стал руководить факультетом «Эксплуатация железных дорог», появившегося по его инициативе в столичном институте инженеров транспорта.
Владимир Образцов одним из первых высказал предложение о создании рабочих факультетов при вузах. Позже, в 1936 году стал идеологом создания детских железных дорог, а затем занял должность председателя Совета по содействию в их строительстве. Владимир Николаевич ещё в 1930 году стал консультантом составления проекта Московского метрополитена, а через пять лет активно включился в работу по его строительству.
В годы войны Владимир Николаевич работал в комиссии АН СССР по мобилизации ресурсов Урала для обороны страны в Свердловске, занимался реконструкцией узлов, через которые проходили огромные потоки грузов для армии и фронта, за что получил две Сталинские премии. Но при этом он считал свой вклад в дело защиты родной страны недостаточным, а потому на собственные сбережения приобрёл самолёт Як-1 № 1027.
Истребитель получил имя «Ртищевский железнодорожник», так как сам Владимир Николаевич много времени и сил отдал реконструкции и расширению железнодорожного узла Ртищево. Самолёт получил Александр Лавренев, Герой Советского Союза, уничтоживший на «Ртищевском железнодорожнике» 29 самолётов врага, в том числе 11 асов Геринга. К сожалению, отважный лётчик погиб в марте 1944 года в Крыму.
Созидательная одержимость
Владимир Николаевич Образцов верил, что занимается самым важным делом на свете. Его увлечённость граничила с одержимостью, однако она была созидательной, полезной и перспективной. Он точно знал, что в будущем железные дороги смогут сделать его страну передовой и откроют множество возможностей для жителей огромного Советского Союза.
Он мечтал, чтобы сын продолжил его дело, но впоследствии гордился его достижениями на ниве искусства, хотя иногда в шутку и называл его неудачником. Сергей Владимирович Образцов, народный артист СССР, впоследствии рассказывал, что отец всегда избегал пафосных слов и высокой патетики. Он говорил о самых сложных вещах очень простым языком и всегда оставался скромным человеком, несмотря на должности, которые занимал.
Владимир Николаевич видел перспективу и умел принимать ответственные, взвешенные решения. Его вклад в развитие железнодорожного транспорта очень трудно переоценить. Его именем названы улицы в Москве и Ртищеве, в Николаеве, Иркутске и других городах. Владимиру Образцову ещё в годы войны дали почётное звание генерал-директора движения 1 ранга, а перечисление всех регалий выдающегося учёного-железнодорожника заняло бы не одну страницу печатного текста.
До сих пор его разработки находят своё применение, а имя академика Владимира Образцова и сегодня произносят с уважением и благодарностью. Владимир Николаевич ушёл из жизни в ноябре 1949 года.
Сын Владимира Николаевича Сергей Образцов стал одним из самых известных режиссёров кукольного театра в мире, а его спектакль «Необыкновенный концерт» даже попал в книгу рекордов Гиннесса, как самый посещаемый. Великий кукольник наделял своих персонажей вполне человеческими чувствами. На сцене они смеялись и плакали, встречались, влюблялись и расставались. Сам же Сергей Владимирович всю жизнь любил лишь одну женщину. Правда, женат был на двух.