Чем запомнился миру великий ловелас, который рисовал Богородицу и ангелов: Филиппо Липпи
1. Биография
Филиппо родился во Флоренции, Италия, в 1406 году в семье мясника по имени Томмазо. Когда ему было два года, он полностью осиротел после смерти своего отца. Затем он жил со своей тётей, которая в конце концов поместила его в монастырь Санта-Мария-дель-Кармине после того, как не смогла позволить себе заботиться о нём. Первый контакт Филиппо с искусством произошёл благодаря фрескам Мазаччо в часовне Бранкаччи Санта-Мария-дель-Кармине. В шестнадцать лет он принял обет монаха-кармелита. Несмотря на своё положение святого человека, он был кем угодно, но только не им. Будущий художник неоднократно нарушал свои священные обеты, в результате чего стал интересным фоном для своего современника Фра Анджелико. Церковь освободила его от религиозных обязанностей, дав возможность заниматься живописью во всей её полноте. Филиппо создал много важных работ, которые сформировали не только стиль Ренессанса, но и искусство в целом.
2. Его работы можно увидеть по всему миру
Как и картины многих великих художников, работы Филиппо попали в музеи и частные коллекции по всему миру. Большая часть его работ остаётся во Флоренции из-за того, что она является одним из эпицентров его художественной карьеры. Однако его картины можно найти и за пределами Италии. За свою жизнь он создал как минимум семьдесят пять произведений искусства (включая картины и фрески). В Соединённых Штатах хранятся многие из этих работ, некоторые из которых находятся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, в Коллекции Фрика и Музее Метрополитен в Нью-Йорке, а также в огромном количестве других коллекций. Его работы также можно найти в Англии, Германии, Франции, России и других странах.
3. Нарушая правила
При обсуждении итальянских художников эпохи Возрождения они, как правило, попадают в одну из двух категорий. Одни из них полностью посвящают себя своему искусству и работе, практически не оставляя времени ни на что другое, другие же делят своё время между своим искусством и другими занятиями. Филиппо относится к последней из двух категорий. Интересно, что многие сравнивают Липпи с его современником Фра Анджелико. Оба происходили из совершенно противоположных слоёв общества, несмотря на то, что были монахами. Во-первых, решение Фра войти в церковь было личным выбором. Филиппо поступил к нему на службу, потому что был бедным сиротой, у которого было мало возможностей. Фра был образцовым монахом: он был набожен, любил Бога и соблюдал правила, установленные в его преданности церкви. С другой стороны, Филиппо был совершенно противоположным. Исполняя свои обязанности, он был донжуаном и, как правило, считался нарушителем спокойствия и порядка.
4. Бурная деятельность и жизнь
Несмотря на то, что Филиппо был человеком с сомнительной репутацией, он сумел подняться по церковной лестнице. Он начал как монах после завершения своих обетов в шестнадцать лет, а в 1425 году стал священником. Пребывание в рядах церкви обеспечило ему доступ к различным произведениям искусства и дало ему место для жизни и работы. В 1432 году он покинул монастырь, чтобы путешествовать и рисовать. Несмотря на увольнение, он не был освобождён от своих обетов. Филиппо часто называл себя «самым бедным монахом Флоренции». Его финансовые проблемы преследовали его на протяжении всей жизни, поскольку он часто тратил большие суммы денег на свои романтические интересы. В 1452 году он стал капелланом во Флоренции. Пять лет спустя Филиппо стал ректором. Несмотря на мобильность его должностей, сопровождаемую финансовой компенсацией, он продолжал быть легкомысленным транжирой, незнающим чувства меры.
5. Путешествия
Филиппо был не из тех, кто долгое время оставался на одном месте. Он родился во Флоренции и прожил там значительную часть своей жизни. Также есть предположения относительно того, что он провёл некоторое время в Африке. Ко всему прочему художник посетил Анкону и Неаполь. Как ни странно, с 1431 по 1437 год нет никаких сведений о его карьере. Позже он жил в Прато, оставаясь там по крайней мере шесть лет, если не больше. Его последняя резиденция была в Сполето, где он провел свои последние годы, работая в кафедральном соборе Сполето. Его общий успех и способность путешествовать могут быть напрямую связаны с его лучшими покровителями: Медичи. В то время, когда общение было неотъемлемой частью людей, сарафанное радио (особенно в кругах светских львиц) значило многое, играя весомую роль.
6. «Жизнь художников»
До Ренессанса было мало исследований в области истории искусства. Помимо различных первичных источников, включая контракты, переписку и квитанции, биографии художников обычно не писались. В 1550 году Джорджо Вазари впервые написал «Жизнеописание» самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов – художественную энциклопедию, подробно описывающую жизнь итальянских художников эпохи Возрождения. Эта книга имеет два издания и обычно называется «Жизнь художников». Существует некоторая критика работ Вазари, поскольку в них освещаются итальянские художники, в основном работающие во Флоренции и Риме, и обсуждаются только те художники, которых Вазари счёл достойными обсуждения. Хотя Вазари действительно включал художников, чьи работы ему не нравились, как он умышленно упоминает в специально отведённых для них разделах, это всё ещё один из лучших источников, на которые часто ссылаются итальянские учёные эпохи Возрождения.
Раздел Филиппо Липпи в «Жизни художников» даёт значительное представление о его жизни, как в сфере искусства, так и за её пределами. В нём автор подробно рассказывает о передвижениях художника по Италии, а также о его личной жизни. На самом деле большинство фактов в этом списке взяты из жизни художников, а затем подтверждены внешними источниками.
7. Амурные дела
Филиппо был современным эквивалентом плейбоя. У него было много романов и любовниц, хотя монашеские обеты запрещали ему это делать. Работая на Козимо де Медичи, Медичи запер Филиппо в его комнате, чтобы убедиться, что он будет работать, а не развлекаться с девицами. Однако это не остановило художника. Он сбежал, сделав многодневный перерыв, чтобы удовлетворить свои плотские потребности. Такое поведение неоднократно приводило Филиппо к неприятностям, как финансовым, так и социальным.
8. Роман с монахиней
Помимо своего искусства, Филиппо больше всего известен своим скандальным романом с Лукрецией Бути. Будучи капелланом в Прато, он похитил монахиню из её монастыря. Они жили вместе в доме художника, оба нарушили свои обеты, данные церкви. Лукреция не только стала любовницей (и, возможно, женой) Филиппо, она была одной из его главных моделей для его мадонн. Всё это вызвало споры внутри церкви, в результате чего многие другие члены церкви нарушили свои обеты и сожительствовали. Позже они вновь вернулись в церковь к своим обязанностям, прежде чем снова уйти. Лукреция забеременела, родив в 1457 году сына, а позже она родила дочь. Несмотря на их проступки, ни один из них не столкнулся с каким-либо реальным наказанием. Благодаря помощи Медичи папа расторг обеты Липпи и Бути. Эти двое могли пожениться, а могли и не пожениться. Некоторые источники утверждают, что Филиппо умер гораздо раньше, чем дело дошло до свадьбы с Лукрецией.
9. Он был учителем
У Филиппо, как и у многих выдающихся художников, было несколько учеников. Одним из его самых известных учеников был не кто иной, как Сандро Боттичелли. Он обучал Сандро с юных лет, начиная где-то с 1461 года, когда Боттичелли, вероятно, было семнадцать. Филиппо учил Сандро приёмам флорентийского искусства, обучая его панельной живописи, фреске и рисованию. Боттичелли последовал за Липпи по Флоренции и Прато, оставив его опеку около 1467 года.
10. «Буржуазная Мадонна»
Мадонны Филиппо создали новый образ Девы Марии. Эти мадонны отражают тогдашнее современное флорентийское общество. Придуманные как «буржуазная Мадонна» эти изображения отражают элегантную флорентийскую женщину, одетую по современной моде и демонстрирующую современные тенденции красоты. За свою жизнь Филиппо написал десятки картин Мадонны, многие из которых демонстрировали роскошь и изящество пятнадцатого века. Намерение состояло в том, чтобы очеловечить Деву Марию с помощью реализма. До Филиппо Мадонны, как правило, выглядели скромно и сдержанно. Они были святыми, высшими существами, которые непреднамеренно создавали барьер между простыми людьми и библейскими персонажами. Он же хотел, чтобы его Мадонны выглядели как женщины, которых любой может встретить на улицах Флоренции. Таким образом, делая их привлекательными и подчёркивая их человечность.
11. Его сын также стал художником
Филиппо обучил своего сына живописи, и молодой человек довольно-таки рано стал художником. После смерти Филиппо в 1469 году его сын стал учеником Сандро Боттичелли, войдя в его мастерскую в 1472 году. Филиппино был художником и рисовальщиком, чья работа была живой и линейной, а также наполненной тёплой цветовой палитрой. Неудивительно, что на его раннюю работу сильно повлияли два его наставника. Его первым крупным проектом было завершение цикла фресок Мазаччо и Мазолино в часовне Бранкаччи Санта-Мария-дель-Кармине. Как и его отец, Филиппино путешествовал по Италии, оставляя свой художественный след там, куда он отправился. Молодой художник выполнил огромное количество циклов фресок и алтарных произведений, хотя, как и его отец, он оставил свою последнюю работу для Сантиссимы-Аннунциаты, незаконченной из-за своей скоропостижной смерти. Несмотря на , что Филиппино был выдающимся художником, его современники, Рафаэль и Микеланджело, затмили его работы и вклад.
12. Легенда о похищении пиратами
В 1432 году мавры на Адриатике похитили Филиппо, когда он путешествовал с друзьями. Мавры, известные как берберские пираты, держали художника в плену примерно восемнадцать месяцев, а возможно и дольше. Некоторые утверждают, что он стал рабом в Северной Африке. Предположительно, его мастерство в портретной живописи было ключом к побегу. Он создал портрет своего похитителя (или в других историях капитана пиратов). Его похититель был так впечатлён, что сделал Филиппо своим личным художником. В какой-то момент его живопись принесла ему высокий статус в Африке и, в конечном счёте, свободу. Является ли эта история правдой или нет, кто знает. Однако в его карьере есть пробел, который удобно согласуется с его предполагаемым похищением.
13. Козимо Медичи - друг и покровитель
Медичи были одной из самых могущественных семей в Европе, обладавшей влиянием на континенте в течение примерно 500 лет. Они начинали как видная семья Арте делла Лана, шерстяной гильдии Флоренции. Позже семья стала известна банковским делом, революционизировав весь процесс. Благодаря своему богатству и статусу они быстро проникли в итальянскую политику. Их политическая династия началась с Козимо Медичи. Козимо стал страстным покровителем искусств, что позволило Флоренции процветать как одному из главных художественных эпицентров эпохи Возрождения.
Козимо стал одним из самых влиятельных покровителей Филиппо, наградив его многочисленными заказами. Он даже помог ему получить поручения от папы Евгения IV. Помимо его искусства, семья Медичи не раз использовала своё влияние, чтобы вытащить художника из неприятностей. Они помогли ему освободиться из тюрьмы за мошенничество, а также попытались освободить его от священных обетов, чтобы он мог жениться на матери своих детей.
14. Филиппо как источник вдохновения
Группа английских художников, поэтов и искусствоведов основала движение прерафаэлитов в середине девятнадцатого века. Общая направленность движения состояла в том, чтобы модернизировать искусство, возвращаясь к средневековому и ренессансному искусству. Работа группы в целом имела следующие характеристики: резкие очертания, яркие цвета, внимание к деталям и сглаженная перспектива. Вторая волна этого движения произошла в 1856 году, вызванная дружбой Эдварда Берн-Джонса и Уильяма Морриса под руководством Данте Габриэля Россетти. Эта вторая волна сосредоточилась на трёх основных компонентах: теологии, искусстве и средневековой литературе. Прерафаэлиты были полностью отделены от контркультуры мира искусства. Они отвергли правила, установленные академическим искусством. И творчество Филиппо стало вдохновляющей отсылкой. Ведь кто может быть более контркультурным, чем человек, чья работа была очень религиозной, но отказывалась подчиняться теологическим правилам?
15. Смерть
Смерть Филиппо была внезапной и неожиданной, несмотря на преклонный возраст. Он умер в 1469 году примерно в возрасте шестидесяти трёх лет. В это время он работал над сценами из жизни Девы Марии для собора Сполето. Хотя он уже потратил два или три года на этот проект, начиная с 1466 или 1467 года, он остался незавершённым и был закончен его помощниками по студии, возможно, включая его сына, примерно за три месяца. Филиппо похоронен в соборе в южном рукаве трансепта. Первоначально семья Медичи просила, чтобы сполетанцы вернули его останки во Флоренцию для захоронения, на что получили отказ. Лоренцо Медичи поручил сыну Филиппо спроектировать мраморную гробницу своего отца.
К сожалению, до сих пор многие учёные и историки спорят о причине смерти Филиппо. Его смерть отражала его жизнь: полную небылиц и теорий заговора и не имеющую чётких ответов. Обстоятельства его смерти, как правило, неизвестны, хотя довольно много мнений предполагают отравление. Вазари предположил, что его смерть была вызвана его романтическими похождениями. Другие предполагают, что его отравила ревнивая любовница. Некоторые считают, что семья Лукреции Бути отравила его в отместку за то, что он погубил её репутацию, так и не женившись на женщине, подарившей ему детей.