Фотографии, названные лучшими жюри международных конкурсов черно-белой фотографии
Каждый год коллективный «фотоархив», создаваемый человечеством, пополняется почти триллионом цифровых снимков. Ежеминутно их возникает больше, чем за весь ХIХ век. Огромная доля всей этой беспорядочной «фотомассы», непрерывно загружаемой в соцсети и на виртуальные хранилища, принадлежит selfie: в Инстаграм, например, этим тегом отмечено более 300 млн фоток.
1. «Олимпийский стадион»
2. Береговая линия острова Сэнди-Пойнт
Для многих людей сотни, а то и тысячи кадров в неделю – неотъемлемая часть не только отпуска, но и повседневной жизни. С помощью фотографий люди пытаются удержать в сознании то или иное событие, поймать впечатление, поделиться с приятелями интересным кадром, видом из окна отеля, собственной квартиры или автомобиля. Поводов для фотосъемки не счесть. И все они, казалось бы, вполне обоснованы.
3. «Космос»
Раньше все было по-другому. Пленочные фотоаппараты работали на кассетах с ограниченным количеством кадров, поэтому нужно было как следует подумать, прежде чем сделать заветный щелчок. Затем требовалась непростая процедура проявления пленки, печати фотографий – в домашней лаборатории (что многими воспринималось как настоящее таинство) или фотоателье. И даже в распоряжении счастливых владельцев фотоаппарата Polaroid, которые могли увидеть фото практически сразу, было всего лишь 8 или 10 снимков.
4. Портретная фотография
На еще более ранних стадиях развития этого искусства все обстояло гораздо сложнее, и фотографии появлялись в семейных альбомах только в связи со знаковыми событиями или важными этапами жизни. Отношение к фотографии было более спокойным и естественным. Оглядываясь на свою жизнь и пролистывая альбомы с фото, люди воскрешали в памяти образы прошлого. Что-то в свете этих воспоминаний выглядело более четко, что-то – словно сквозь дымку, а что-то напрочь стиралось. Образы памяти зачастую «подсвечивались» другими источниками информации – книгами, рассказами родственников и друзей.
5. Победитель конкурса детской чёрно-белой фотографии
Об одержимости съемкой, свойственной современному человеку, тогда не могло быть и речи. Да, кто-то увлекался фотографией больше, постигая теорию и практику этого искусства, кто-то меньше, отдавая дань фотосъемке только во время отпуска или воскресной прогулки. За каждым снимком, даже не самым удачным, стояло памятное событие. Представления о прошлом складывались в целостный и гармоничный образ, позволяющий человеку чувствовать связь времен.
6. Призер международного конкурса
А вот пристрастие современного человека к постоянной съемке, чрезмерный «фотозуд», заставляющий смотреть на мир словно сквозь окошко объектива, а затем выкладывать все новые и новые снимки в социальные сети, не способно связать воедино прошлое, настоящее и будущее. По мнению специалистов, фотоодержимость может привести как к ухудшению памяти, так и к когнитивным искажениям, которые препятствуют зрелому самоопределению и преодолению кризиса идентичности.
7. Рискованная фотография
8. Искажённая реальность
Стремление во что бы то ни стало запечатлеть любую ерунду на фотографии может «выдернуть» такого квазирепортера из жизни, перебросив по другую сторону реальности. Избыток фотографий приводит к тому, что настоящая жизнь оказывается погребенной под этим виртуальным ворохом фотоспама. Но современный человек привык воспринимать мир только в том случае, если он преломлен объективом фотокамеры, а после – отредактирован во всевозможных графических редакторах.
9. Отражение
Общеизвестно, что для эффективной работы мозга необходимо регулярно тренировать память. Постоянная фотофиксация происходящих событий приводит к обратному эффекту: человек, разучившийся запоминать, практически полностью поручает эту функцию внешним приспособлениям. Чрезмерно полагаясь на них, мы ставим под вопрос собственную идентичность. По сути, современное человечество смотрится в кривое зеркало.
10. «За панорамой»