Как героиня одного из самых громких судебных процессов конца XIX в. стала прототипом кинообраза Анны Самохиной
Анна Самохина начала сниматься в кино в конце 1980-х гг., в один из самых непростых периодов истории отечественного кинематографа. Кризис наметился еще в эпоху Перестройки: старые герои уже не были актуальны, а среди новых не было достойных – одни бандиты и их подруги. Тем не менее в это время актрисе посчастливилось сыграть главные роли в фильмах «Узник замка Иф», «Дон Сезар де Базан» и «Царская охота», которые стали ее визитной карточкой и одними из самых ярких работ в кино.
Однако после этого интересных предложений долгое время не поступало.
Самохина снялась в нескольких проходных фильмах, уровень которых сама оценивала очень невысоко: «Потому что для меня нет хороших киноролей. То, что порой предлагается, в этом нет ничего приличного, поверьте мне. За последние несколько лет вы разве видели хоть один отечественный фильм, пусть даже идущий и на больших экранах, где была бы хорошая женская роль? В основном у нас же пистолеты, стрельбища. Ну вот отстреляются, дай-то Бог, и тогда, может быть, снова начнут у нас снимать фильмы о любви, о жизни, о человеческой душе. Тогда, глядишь, и я появлюсь, наконец. Будем ждать».
Она выглядела наиболее органично в исторических костюмированных фильмах. Героиней давно ушедших эпох ее представлял и режиссер Василий Панин, который впервые встретился с ней на съемочной площадке фильма «Исчадье ада» в 1991 г., где Самохина сыграла героиню начала ХХ в. Их сотрудничество оказалось плодотворным, и режиссер предложил ей главную роль в своем фильме «Бульварный роман».
Сценарий фильма был создан по повести Валентина Пикуля «Ступай и не греши», которая в свою очередь основывалась на реальных событиях, описанных позже во всех учебниках юридических факультетов. Дело Ольги Палем вошло в историю судебной практики как одно из самых громких в конце XIX в. 16 мая 1894 г. в петербургской гостинице «Европа» молодая женщина застрелила своего возлюбленного, в чем тут же сама и созналась. Казалось, дело было очень простым, с предсказуемым исходом, и судебное разбирательство не должно было стать долгим. Но один из самых блестящих адвокатов того времени Николай Карабчевский так выстроил линию защиты, что виновной девушку признали только со второго раза.
Ольга Палем родилась в еврейской семье в Симферополе. В 15 лет она решила принять православие, чего ее родные не смогли ей простить. Девушка переехала в Одессу, где жила на содержании у богатого влиятельного мужчины по фамилии Кандинский. Через несколько лет она познакомилась со студентом Александром Довнаром и уехала с ним в Петербург. На протяжении четырех лет Ольга состояла с ним в близких отношениях. Молодой человек представлял ее знакомым как свою невесту, поначалу он намеревался на ней жениться, но их свадьба так и не состоялась – его родители были против этого брака, мать Александра считала девушку авантюристкой, лгуньей и шантажисткой.
По всей видимости, свидание в гостинице «Европа» должно было стать их последней встречей. Как выяснилось позже, незадолго до этого Ольга приобрела револьвер и всегда носила его с собой. По ее словам, она хотела припугнуть Довнара, но выстрел оборвал его жизнь. После этого она тут же призналась в случившемся и не отрицала своей вины. Все могло бы сложиться для нее куда печальней, если бы за дело не взялся один из лучших адвокатов Николай Карабчевский.
Адвокат провел серьезное предварительное расследование и попытался представить на суде свою подзащитную в другом свете. Обвинение настаивало на том, что Ольга Палем была девушкой, неразборчивой в связях, и даже предъявило ее фотографию, обнаруженную на стене одного из одесских публичных домов. Карабчевский разыскал и его хозяйку, и фотографа, которые заявили, что эта фотография попала туда случайно – якобы Ольга сделала этот снимок в фотоателье, а потом он каким-то образом попал к одной из девиц публичного дома.
Карабчевскому удалось доказать, что его подзащитная не вела распутный образ жизни, а стала жертвой обстоятельств. На суде он заявил: «Мы знаем, что два года Довнар многим выдавал ее за свою жену; мы знаем, что, переписываясь до 1893 года с ней, он ей иначе не адресовал писем как «Ольге Васильевне Довнар». Он разлакомил ее. Она с мужеством и терпением карабкалась по призовому столбу, на вершине которого было «честное имя жены любимого человека». Адвокат представил Довнара как жестокого и эгоистичного молодого человека, который неоднократно поднимал руку на Ольгу. А она, по всей видимости, действительно любила его и говорила, что сделала это из-за прозвучавших в ее адрес оскорблений.
Речь адвоката была настолько эмоциональной и убедительной, что присяжные не признали Ольгу Палем виновной. Позже дело было пересмотрено, обвинительный приговор все же был вынесен, но при этом девушка получила всего 10 месяцев заключения. Тогда многие говорили о том, что таким мягким приговором Ольга была обязана красноречию Карабчевского, чья речь вошла во все хрестоматии адвокатских выступлений. Его слова цитировали повсюду: «Женщина, как все женщины! Доступная для того, кем увлечена или кого полюбила, и гордая и неприступная для того, кто не сумел внушить ей чувство. На этом может помириться любая, самая щепетильная, самая горделивая женская нравственность. Вне этих пределов она являлась бы уже лицемерием».
Это дело стало одним из самых громких судебных процессов в конце XIX в. и было признано феноменом в судебной практике. Еще один блистательный юрист той эпохи Анатолий Кони, занимавший тогда пост обер-прокурора Сената и настоявший на пересмотре дела Ольги Палем, заявил: «Сущность дела затемнена и усложнена нагромождением излишнего, не относящегося к исследуемому преступлению материала». После этого в профессиональном сообществе был поставлен вопрос о том, что отныне из судебной речи нужно исключать большое количество деталей частной жизни людей, не имеющих прямого отношения к делу.
Наверное, никто другой, кроме Анны Самохиной, не мог так убедительно воплотить образ Ольги Палем на экранах. Этой актрисе в кино очень часто доставались роли роковых женщин – сильных, влекущих и опасных. Одним из первых в таком амплуа ее увидел режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который пригласил ее на роль Мерседес в свой фильм «Узник замка Иф». О своих впечатлениях от первой встречи с Анной Самохиной он позже вспоминал: «Странный взгляд раскосых глаз. Неясный и опасный. Что-то шальное проскальзывало в нем. Именно такой я хотел видеть свою Мерседес... Передо мной стояла Мерседес, способная прыгнуть со скалы...».
С ее героиней Ольгой Палем у нее действительно было нечто общее, а именно страстная натура и яркая красота, которые влекли многих, но ей самой счастья так и не принесли. О ее романах ходили легенды. Сама того не зная, Самохина разрушала семьи. Однажды на гастролях к ней подошла женщина и сказала, что ее муж так влюбился в актрису, увидев ее на экране, что решил уйти из семьи. Анна воскликнула, что даже никогда не видела его и не может быть причиной краха их брака. На что женщина ответила: «А вам и не надо видеть! Достаточно, что он видел вас…».