Как создавалось свадебное платье принцессы Дианы, которое считают образцом скромности и шика
Джорджина Фратини появилась на свет в Японии, в 1931 году. Все детство она провела в Индии и на Ближнем Востоке – ее отец, Сомерсет Батлер, седьмой граф Каррик, был титулованным офицером колониальной службы. Образование Джина получила в частном пансионе в Глостершире, а затем училась в Королевском колледже искусств в Лондоне. В последний свой студенческий год она повстречала культовую афроамериканскую танцовщицу Кэтрин Данхэм и в качестве ее костюмера объехала полмира во время грандиозного турне. Ей было всего двадцать три года, когда она вышла замуж за музыканта Джеймса Голдберга и приготовилась вести жизнь респектабельной домохозяйки, всецело заботящейся о муже. Она оставила работу костюмером, но продолжала делать на заказ красивые платья для своих лучших подруг. Брак продлился семь лет, однако супруги быстро охладели друг к другу. В 1961 году Джина встретила итальянского иллюстратора Ренато Фратини – под его фамилией ей суждено было прославиться.
Вместе с ним она попала в водоворот лондонской богемы – ночные вечеринки, ужины, встречи…
Фратини открыла свое дело в 1964 году. У нее не было ни значительных средств, ни персонала – только мечта и упорство. Она покупала разрозненные отрезы тканей, остатки кружева и тесьмы. У нее не было какой-то четкой концепции – главное, что эти ткани ей нравились. Необычные принты, странные оттенки… Так Джина начала шить прекрасные платья из хлопка, несколько в духе ушедших веков.
Она безошибочно угадала зарождение тренда на романтизм – и во многом предвосхитила его. Пока на подиумах царил поп-арт и футуризм, нейлон и полиэстер, мини и прямые силуэты, несколько британских женщин-дизайнеров создавали своими руками сказку, и в их числе была Джина Фратини. Она стремилась делать вещи объемными, длинными, свободными, а потому сшивала их из нескольких полотен и кроила по косой. Спустя всего шесть лет она вошла в число лучших дизайнеров Великобритании (и снова развелась).
Фратини любила хлопок и шелк – она начала свой творческий путь с этих тканей и не планировала с ними расставаться. Именно натуральные материалы, особенно мягкие и текучие, напоминали ей о проведенном на востоке детстве. Кроме того, она использовала нежнейший тюль, невесомый шифон и кружево. Самой узнаваемой чертой ее платьев была кружевная оторочка на рукавах, придававшая платьям очарование старины. Спустя время страсть Джины к винтажным тканям сыграла ей на руку – вещи Фратини почти невозможно было подделать.
«Я считаю, что можно наряжаться, даже если идешь на кухню!» - говорила Джина Фратини. Она отстаивала право женщин выглядеть так, как они хотят – консервативно или легкомысленно, «слишком нарядно» или странно. Существует не так уж много причин не надеть платье с рукавами-фонариками и рядами кружев, если этого просит душа!
Наряду с Лорой Эшли и Зандрой Роудс, Джина Фратини входит в плеяду ключевых дизайнеров 70-80-х годов, сформировавших своими нарядами особый современный тип феминности – свобода, романтизм, безграничная фантазия…
Чудесные наряды от Джины Фратини носили многие знаменитые женщины – те, кого публика просто боготворила. Большой поклонницей ее работ была культовая актриса Элизабет Тейлор. Принцесса Диана нередко надевала платья Fratini – но в историю вошло то самое скромное и нежное свадебное платье. Пожалуй, это платье было лучшим событием в ее браке с принцем Чарльзом… Принцессы Анна и Маргарет тоже оценили платья Fratini с их плавными, льстящими фигуре силуэтами, и это принесло Джине новую категорию клиенток – женщин средних лет, ранее считавших, что все эти «хипповые» и «богемные» многоярусные платья не для них.
В 1989 году бренд Fratini прекратил свое существование. Бренд, но не дизайнер – Джина Фратини продолжила работать с частными клиентками, с которыми ее связывала долгая дружба и творческое сотрудничество, в том числе и с королевской семьей Великобритании. Она трудилась над созданием образов для европейских фильмов, работала с несколькими известными брендами. Фратини была мудрой наставницей для молодых дизайнеров, которые и спустя годы вспоминали с большой благодарностью ее советы и наставления.
После трех неудачных браков (в 1970-х Джина была замужем за шотландским актером-комиком Джимми Логаном), в начале 90-х она, наконец, связала жизнь с тем, кого называла главной любовью своей жизни – актером и композитором Энтони Ньюли (он написал «Goldfinger» и «Feeling Good» Нины Симон, саундтрек к фильму «Вилли Вонка и шоколадная фабрика»). Она знала его еще с 50-х годов, влюбившись сначала в его экранный образ, а потом, при встрече, и в него самого. Сперва их разлучили обстоятельства, затем преградой стали многочисленные браки – то его, то ее… Однако они нашли друг дуга – чтобы быть вместе так недолго и в то же время будто целую вечность. Спустя несколько лет безоблачного счастья жизнь Энтони оборвалась, и все, что говорила Джина о первой и последней истории любви в своей жизни – «это было идеально, но кончилось слишком рано». В конце концов, то были прекрасные дни под солнцем Флориды, полные нежности и счастья – и Джина Фратини с благодарностью говорила о том времени. После его смерти и всю оставшуюся жизнь Джину поддерживала ассистентка, которую все знали как Мари – она поддерживала на должном уровне быт, решала деловые вопросы, путешествовала вместе с Фратини… Часто их принимали за сестер.
Джина Фратини скончалась 25 мая 1917 года во время своего визита в Великобританию и была похоронена вместе со своим возлюбленным во Флориде. Платья, созданные Джиной Фратини, не только красуются на страницах винтажных модных журналов, но и хранятся в коллекциях крупнейших музеев костюма.
Текст: Софья Егорова.