Как в Вятской губернии появилась кикимора, какого переполоха натворила и чем всё закончилось
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
В славянской мифологии существует большое количество жутких существ, богов и духов. Одних персонажей любили даже дети, другие – пугали самых смелых мужчин. Относящейся к последним была Кикимора. В современном мире немногие верят в их существование, а кикиморой в пренебрежительном ключе называют смешного человека, имеющего нелепый вид.
Какое значение слово "кикимора" имеет в мифологии
Кикимора – мифологическое существо, обычно женского пола, живущее рядом с человеком в его доме или других постройках, занимающееся прядением по ночам и приносящее беду и вред, как домочадцам, так и вхожим в дом людям.
Этимология ее имени свидетельствует о том, что Кикимора не является исконно славянским образом. Ближайшим "предком" лексемы "кикимора" является древнее финское слово обозначающее "пугало" – "kikke mörkö". Этот злой дух является чисто женским существом. Кикимору мог наслать колдун, или рабочие, которые строили дом и по какой-то причине затаили злобу на хозяев. Кикиморы были падкие на места "нечистые". Такими называли места захоронений не отпетых покойников. Эти существа обитали в домах, где прятались за печками, в каморах, на чердаках и других тёмных местах.
Кикиморы слыли назойливыми существами, которые доставляли немало хлопот. Человеку, видевшего это существо, сулило несчастье. Так, если она плачет, то скоро случится беда, а если прядет, то значит, вскоре кто-то из обитателей дома умрет. Предсказание можно уточнить, спросив кикимору, тогда она обязательно ответит, но только стуком.
Бытуют различные описания внешности Кикиморы, но часто её изображают маленькой уродливой старухой в лохмотьях. Некоторым она является в виде девушки с длинной косой в рубашке на голове теле или вовсе нагой.
Какие события происходили в Вятской губернии в 1798 году
В Великий пост 1798 года в селе N Вятской губернии начали происходить странные вещи. В доме крестьянина Ефима Разницына из Орловской губернии появилось существо, которое в народе называют Кикиморой. Она создавала беспорядок в доме и наводила страх на хозяев, но в то же время к ней стали обращаться местные жители в попытках узнать о различных пропажах, склоках и других происшествиях.
В знак благодарности "Кикиморе" подносили десяток куриных яиц, полфунта меда, свежеиспеченный хлеб и пироги. Более зажиточные крестьяне могли позволить себе выразить признательность парой монет. "Чудеса" прекратились, когда в Бутырский десяток для проверки прибыл комиссар Шурманов. В россказнях о "кикиморе" он заподозрил обман, а обвинения его пали на жену Ефима Акилину Разницыну.
Следственное разбирательство по делу "Вятской кикиморы"
В Государственном архиве Кировской области до сих пор хранится "Дело о Кикиморе" от 1798 года. Этот документ дает возможность изучить весь ход уголовного процесса против крестьянки Акилины Разницыной, "творившей беззаконные дела" под "именем кикиморы". Это не только интересный источник информации о российском судопроизводстве и следственном процессе XVIII века, но объект изучения фольклористики.
По тексту документа можно реконструировать ход расследования. Разбирательство началось 26 июня в связи с заявлением земского комиссара Шурманова. Подходя к избе Ефима Разницына, уполномоченный стал свидетелем странной сцены: крестьянин Терентий Шихов, стоя у дома односельчанина, спрашивал (вероятно, у кикиморы), найдутся ли его потерянные деньги, а из избы раздавался истошный вопль.
Комиссар, исходя из слухов и из собственных наблюдений, сделал вывод, что в доме Ефима Разницына происходит, по крайней мере, два правонарушения. Хулиганство и "предсказания" крестьянам в обманных целях. И первое, и второе было связано с появлением местной "кикиморы".
Кандидат на роль подозреваемого нашелся сразу. Так, Шураманов стал свидетелем того, как после случая с Терентием из погреба вышла Акилина, наряду с этим "голоса" прекратились.
Комиссар взял Акилину под наблюдение, а затем начал ряд допросов. По подозрение в соучастии попали "оговоренная" Акилиной соседка Анна Корчемкина и ее "домашние" – муж Ефим и свекровь Устинья Аверкиева. Следствие проводило очные ставки и "повальный обыск" семейства Разницыных с целью узнать о жизни и поведении подозреваемых до инцидента и их репутации среди поселенцев.
Что на самом деле происходило в Вятской губернии
Допросы подозреваемой и показания свидетелей не дают однозначной трактовки событий.
Свидетели, рассказывая о странных явлениях, происходивших в доме, не называют субъекта (или субъектов) действия, но подтверждают, что там происходили странные вещи. Невозможно однозначно интерпретировать произошедшее в доме Ефима Разницына, в то же время специфика следственного документа (множественность точек зрения) позволяет выявить особенности разных языков описания и разных стратегий интерпретации дела.
В показаниях подозреваемой, между явлением "кикиморы" Акилине и их совместными погромами дома есть промежуточный момент, а именно: некое существо учит Акилину бить горшки и предсказывать будущее.
Впрочем, ещё на первом допросе свидетельства Акилины носят саморазоблачительный характер.
Женщина признается в мошенничестве с целью наживы. Она называет своей сообщницей соседскую служанку" Анну Корчемкину. Согласно показаниям первого допроса, Анна и Акилина, сговорившись, выдавали себя за кикимору.