Крутые повороты судьбы певца Павла Смеяна
Имя этого артиста сегодня помнят немногие, а вот его голос хорошо знаком миллионам зрителей: Павел Смеян исполнял песни «33 коровы», «Непогода», «Ветер перемен» в фильме «Мэри Поппинс, до свидания», спел все мужские вокальные партии в аудиоверсии спектакля «Юнона и Авось», выступал в составах групп «Виктория», «Воскресение», «Рок-ателье», «Апостол» и «Черный кофе», участвовал в музыкальных спектаклях «Ленкома», пел в дуэте со своей первой женой Натальей Ветлицкой. В начале 1990-х гг. он удивил своих поклонников решением уйти послушником в монастырь, а в 2009 г. его жизнь неожиданно оборвалась…
Стал певцом после того, как потерял брата
Даже поклонники Павла Смеяна не знали о том, что у него был брат-близнец Александр. Они оба с детства увлекались музыкой, оба занимались в музыкальной школе, оба окончили эстрадное отделение ГМУ им. Гнесиных по классу саксофона, оба выступали в составе группы «Виктория», оба по приглашению Криса Кельми перешли в «Рок-ателье», выступавшее в музыкальных спектаклях «Ленкома».
Александр Смеян тогда стал настоящей звездой «Рок-ателье» – он был ведущим вокалистом групп и автором песен «Распахни окно», «Я пел, когда летал», а Павел в то время был «на подпевках» и всерьез вокалом не занимался.
Все изменилось после того, как в 1980 г. жизнь брата оборвалась при загадочных обстоятельствах. Согласно официальной версии, Александр покончил с собой, но Павел провел собственное расследование и утверждал, что брат погиб от удара ножом от рук неизвестных, напавших на него в подъезде.
Именно после его ухода Павел и решил стать вокалистом. Он рассказывал: «Саша был ведущий вокалист в группе «Рок-Ателье», а я подпевал. Вот он-то был уникален – основной композитор и поэт группы. «Уникален» – это я мягко сказал, он прожил 23 года, как и положено гению. Если бы брат был жив, я бы до сих пор «шлангом» притворялся. А так – запел...».
Рок на сцене «Ленкома»
Павел Смеян играл на саксофоне, клавишных инструментах, бас-гитаре, флейте, альте и басовой трубе, и его называли одним из самых талантливых музыкантов того времени. Крис Кельми о нем говорил: «Он был одним из лидеров «Рок-ателье», автором очень многих песен. Паша был прекрасным музыкантом... Могу сказать, что работалось с ним непросто. У него было столько внутренней энергии, силы, что иногда нам приходилось даже и конфликтовать. А как без этого? Но Паша был очень талантливым человеком, и мы всегда находили какой-то компромисс. В 80-е годы мы были одной из самых самобытных команд, у группы был свой почерк. Тогда в стране многие ушли в рок, а мы старались совместить некоторые направления в музыке. В частности, предложили слушателям элементы джаза. И это все сформировалось у нас благодаря Паше Смеяну. Повторюсь, он был великолепный саксофонист, флейтист. Помимо экспериментов со стилями, «Рок-Ателье» привлекало к себе внимание и разыгрываемыми на концертах мини-спектаклями, тем самым поддерживая статус именно театрального рок-ансамбля».
Главным событием в своей творческой жизни Павел Смеян называл спектакль «Ленкома» «Юнона и Авось». Режиссер Марк Захаров обратил внимание на артистический талант музыканта и предложил ему роль Главного Сочинителя. Во время репетиций певец давал уроки вокала исполнителю главной роли Николаю Караченцову, а во время спектакля брал за него высокие ноты. Когда вышла аудиоверсия культовой постановки, именно Смеян исполнил в ней все мужские партии.
Несмотря на свой громкий успех на театральной сцене, сам музыкант не считал себя актером и не рвался ни в кино, ни на эстраду. Смеян объяснял это так: «Мне неинтересно стремление поп-исполнителей быть всегда на виду, занять во что бы то ни стало место под солнцем. Там жуткий мир, интриги, улыбка в лицо, проклятье в спину. Зачем мне, убеленному сединами человеку из рок-мира, лезть в этот мирок, ограниченный только человеческими страстями?».
Незабываемый голос из «Мэри Поппинс»
Большинству зрителей Павел Смеян был известен прежде всего как исполнитель песен для кинофильмов. Впервые его голос прозвучал в фильме «Трест, который лопнул», он написал и исполнил песни для картин «Военно-полевой роман», «Валентин и Валентина», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» и др. Он и сам не знал точного количества фильмов, в которых звучали его песни. Больше того, даже режиссеры иногда упускали из внимания тот факт, что певец работал в их фильмах. Смеян рассказывал: «Иногда мою фамилию даже не указывали в титрах. Доходило до смешного. Однажды я сказал Петру Тодоровскому: «Петр Ефимович, я тот, кто пел в вашем «Военно-полевом романе» песню «Городок провинциальный…». Он так был удивлен, признался, что ему об этом не было известно…».
Но самыми популярными хитами, которые пел весь Союз, стали его песни из фильма «Мэри Поппинс, до свидания». В 1980 г. Николай Караченцов познакомил певца с композитором Максимом Дунаевским, и когда он вместе с режиссером Леонидом Квинихидзе приступил к работе над фильмом о волшебной няне Мэри Поппинс, сразу решил: все мужские партии обязательно должен петь Смеян. Он же озвучил роль Мистера Эй, которого сыграл эстонский актер Лембит Ульфсак. Певец исполнил песни «33 коровы», «Непогода», «Ветер перемен» и позже об этом говорил: «Это была интересная, почетная работа. Мы тогда еще не понимали, что создали. А песни эти уже несколько поколений поют».
Брак с Натальей Ветлицкой
Наверняка многие зрители не знают о том, что в записи песни «Непогода» в качестве бэк-вокалистки приняла участие певица Наталья Ветлицкая, которая на тот момент была женой Павла Смеяна. Вместе они не раз пели дуэтом, их выступления показывали в «Утренней почте». Для них обоих этот брак был первым, и музыкант совершил тогда очень много ошибок, которых Ветлицкая так и не смогла ему простить. Они прожили вместе всего 3 года, и для певицы жизнь с музыкантом обернулась настоящим кошмаром.
О непростом характере Павла говорили многие его знакомые, но никто из них не знал, через что довелось пройти его жене. Спустя годы Ветлицкая призналась: «Он был, безусловно, талантливый, нельзя отрицать степень его таланта. Но это был очень сложный и очень тяжелый человек, раненый – и в связи с этим очень обозленный, закомплексованный. Там было всего «очень» в высокой степени. Для меня это тяжелый опыт, учитывая то, что я тогда была неопытным ребенком».
Музыкант поднимал на жену руку, изменял ей, угрожал и ей, и ее родителям физической расправой в том случае, если она не останется с ним. Он часто выпивал и в этом состоянии становился очень агрессивным. Однажды, когда Ветлицкая заявила о своем желании уйти от него, Смеян набросился на нее, и она чудом осталась жива. Певице удалось вызвать милицию, и она написала заявление на мужа. Как раз в то время Максим Дунаевский планировал масштабный тур с участием Смеяна, и композитор упросил Ветлицкую забрать заявление.
Жизнь в монастыре и последние годы
Певец понимал, что такой образ жизни рано или поздно обернется бедой и для него, и для окружающих. В 1993 г. он принял решение уйти из театра и со сцены и отправился в Валаамский монастырь, где на протяжении года был послушником. А после этого Смеян вновь захотел вернуться к мирской жизни и творчеству. Схимник на прощание посоветовал ему жениться, и в 1996 г. музыкант во второй раз связал себя брачными узами. Его жена Людмила никогда не упоминала о его жестокости и агрессивности – Павлу удалось осознать все свои ошибки и кардинально измениться.
Последние 10 лет его жизни были очень продуктивными: Смеян написал рок-оперу «Слово и дело» по произведению А. Толстого «Князь Серебряный», выпустил сольный альбом, сыграл главную роль в спектакле «Воины духа», участвовал в создании рок-оперы «Идут белые снеги», озвучивал персонажей компьютерных игр, работал на радио.
На 2009-й год у него было много планов: в начале января у них с женой родился сын, что подарило музыканту новые силы и вдохновение. Но в марте у него обнаружили опухоль поджелудочной железы, он прошел курс лечения в Германии, но, к сожалению, спасти его так и не удалось. В 2009 г. Павел Смеян ушел из жизни в возрасте 52-х лет.